Международное искусство с анапских пляжей

Коллаж Анастасии Сюсюра. Кублог

Арт-критик Кублога Максим Хижняков побывал на коллективной выставке студентов из норвежской художественной академии, приехавших в Краснодар по гранту от своего вуза. Выставка «Рожденные пустотой» открыта до 20 августа в выставочном пространстве при КЦ «Типография». Работы для экспозиции были созданы за три дня из подручных материалов и найденных предметов.


Эпиграф:

«Я определяю актуальное искусство как род художественных усилий, благодаря которым искусством или предметом искусства становится то, что до приложения этих усилий таковым не являлось (не считалось)». Семен Файбисович. Актуальные проблемы актуального искусства.

Несколько дней назад в Краснодаре высадился «интернациональный десант» состоящий из студентов художественной академии города Берген с целью создания проектов на местном материале.

Коллективом объединения «КИСИ» была организована поездка на Черноморское побережье, где с этим материалом и было предложено ознакомиться.

Нужно сказать, что подобная практика — достаточно обычное дело в зарубежных художественных вузах. Собственно, это и является основным принципом обучения: студент получает задание изготовить самостоятельный проект в определенных условиях с привлечением необходимых, по его мнению, средств самовыражения. Так что поездку в такой далекий от Норвегии южный город можно было бы сравнить с нашей «летней практикой». По возвращении гостей состоялась выставка.

Фото Ольги Вирич. Кублог

Интереснее всего, на мой взгляд, выглядела работа Егиля Паулсена (Швеция). Это как раз тот случай, когда художник использует близкие ему технологии, не являющиеся еще достаточно традиционными (несмотря на наметившуюся тенденцию) для сферы искусства.

Такая, казалось бы, прозаическая тема как уровень работы Wi-Fi в различных местах центра города нашла свое воплощение в создании визуальных образов, равных по звучанию палитре живописца. Примечательно, что наиболее интересной по колориту оказалась работа, основанная на данных замеров в мастерской художника Владимира Колесникова ))). Лишенная эстетических предпочтений компьютерная программа, разработанная автором для проекта, выступила в качестве единственного «эстета» среди участников.

Фото Ольги Вирич. Кублог

«Тупиковая траектория» Александра Раевского (Молдова) – очень точная по ощущениям эмоциональная реакция. Действительно, приезжающий на отдых человек попадает в некие призрачные «тенета». Перед ним маячит иллюзорное море — цель к которой он так стремился, готовился к отпуску, улаживал незаконченные дела и вот — вакуум. Непонятно что с этим делать, куда идти и стоило ли оно того.

Фото Ольги Вирич. Кублог

Проекты Лассе Орикстада (Норвегия) и Хидэми Нишида (Япония) можно отнести к разряду «рэди-мэйд». Само определение появилось с легкой руки Марселя Дюшана и означает объект не созданный художником, а лишь помещенный им в художественный контекст. Считается, что тем самым художник был переведен из категории ремесленников в разряд интеллектуалов. С тех пор прошло сто лет. Однако, как «Черный квадрат» Малевича не отменил живопись как таковую, так и «Фонтан» Дюшана не избавил от необходимости создания рукотворных произведений.

Лассе Орикстад так не посчитал. Видимо, его опыт пребывания у нас ограничился впечатлениями от замусоренных Анапских пляжей. Ну что ж, имеет право. Интересно ли это? На мой взгляд – нет.

Фото Ольги Вирич. Кублог

Хидэми Нишида пошел дальше – построил из найденных артефактов «постапокалиптическое» убежище. Можно пуститься в рассуждения о генетической памяти японского художника, послевоенной разрухе и дзен-буддизме, однако больше бросается в глаза этакая «кабаковщина».

Фото Ольги Вирич. Кублог

Но если Илья Кабаков основывал свое творчество на амбивалентной поэтике «родной» коммуналки, то Нишида скорее был шокирован местной «экзотикой». Материал для инсталляции, как говорят, был собран неподалеку. Такая вот «Next Utopia». Стремление к идеальному, но неосуществимому? Скорее наоборот.

Максим Хижняков

Смотрите также полный фоторепортаж с события: www.kublog.ru/blog/kublog/1922.html#1

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.