Последний раз редактировалось
Критика Максима Хижнякова: о "Типографии" и "Гравитации"
Максим Хижняков побывал 30 августа в КЦ «Типография» на открытии выставки «Гравитация» известных краснодарских художников — Сергея Полупанова и Галины Хайлу — и поразмыслил о ремонте и Мироздании.
За недолгое время существования «Типография» превратилась в полноценную выставочную площадку, составившую достойную альтернативу Выставочному залу, и музею имени Коваленко. Смущает одно: тематическое или, если угодно, идеологическое однообразие выставляемых проектов.
С одной стороны, представители «принимающей стороны» имеют на это полное право, это их территория, их отношение к искусству. Да и само пространство сформировано таким образом, что зачастую экспозиция невольно воспринимается зрителем собранной из материалов, оставшихся от ремонта.
Стоит, однако, напомнить, что актуальное искусство может быть не только постконцептуальным, не только «новым бедным» и не только «левым».
Зацикливаясь на перечисленных трендах, деятельность «Типографии» рискует переродиться в сектанство от искусства. Почему бы не расширить круг приглашаемых художников, придерживающихся альтернативных взглядов на contemporary art? Не реконструировать, в конце концов, саму выставочную площадь, адаптировав ее для решения более разноплановых задач?
Выставочный зал и музей – учреждения государственные, их политика не может быть до конца независимой, а тут – свободное от официоза пространство. Превращение «Типографии» в серьезную институцию предполагает, на мой взгляд, определенное эволюционное развитие.
Если же этот проект задуман как «игровая площадка для своих» с раз и навсегда установленными правилами… ну, тогда другой разговор.
Теперь о «Гравитации». Авторы Сергей Полупанов и Галина Хайлу проекта принадлежат к типу «несгибаемых нонконформистов», достаточно редкому для местной арт-сцены. На протяжении последних лет художники занимались преимущественно станковой живописью: мрачной, гротескной, выразительной, брутальной. Именно ее я и ожидал увидеть на выставке. Оказалось, нет. На этот раз — инсталляция.
Художники попытались сформулировать свое отношение к Мирозданию и месту в нем человека через знакомый всем с детства ностальгический образ песочницы. Позволю себе процитировать авторов:
«Соприкосновение с кристаллами (песка – М.Х.), сформировавшимися миллиарды лет назад и несущими информацию Всего Сущего, автоматически запускают у еще маленького человека те процессы мышления, которые связаны с самой природой Земли и Мироздания с теми задачами, ответы на которые мы пытаемся найти на протяжении всех жизней. Песочница — это тот компьютер, который остается в памяти человека на всю жизнь, как самый совершенный учитель.»
Что мы представляем себе, произнося «кристалл»? Нечто холодное, рассудочное, идеальное в пропорциях, первооснову для построения чего- то более сложного и совершенного. Кристалл – метафизический первоэлемент, парящий в пространстве потенциальных возможностей, притягивающий к себе другие кристаллы и формирующий из них свою вселенную.
Как поступил бы художник Х, попытавшись визуализировать все вышесказанное? Ну, наверное, изготовил бы из оргстекла или пластика математически выверенные объекты расположил их в четкой последовательности, сделав акцент на центральной части композиции. Навес-«грибок» напоминал бы наверное деталь космического корабля.
Авторы проекта пошли по другому пути, собственно, единственно для них возможного.
Творческий метод неотделим от личности художника. Поэтому и «Вселенная» уменьшилась до размеров Краснодарского дворика, и объекты сколочены кое-как, и композиция откровенно разваливается.
Есть определенные сомнения в использовании белого цвета. Окрашенная как оригинальная песочница, инсталляция выглядела бы более убедительно, не претендуя на излишнюю «архитипичность». Ностальгия все-таки.
P.S. Редакции Кублога: фотографии Бориса Мальцева получились отличными. Сергей Полупанов на фото — настоящий Эль Греко какой-то)))
Максим Хижняков
Места:
- 3415
- AnnaChervyakova
5 фото отличное) голова и ребра
Первое, Денис :) Убедил.
Последний раз редактировалось
Согласен про концепцию выставок в Типографии
Последний раз редактировалось
Со многим согласен в статье. Кстати, фото в этот раз и в самом деле выразительные, особенно с Сергеем
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии