Биеннале на Кубани: "Вот такие мы самобытные"
До 1 декабря в краевом выставочном зале открыта выставка «Биеннале—2013». Событие проходит 11-ый раз, то есть ему уже 22 года.
Биеннале — это, как правило, масштабная выставка, проходящая раз в два года, зачастую выполняющая задачи конкурса и фестиваля. Биеннале проходят по всему миру, список их периодически обновляется. Это и старейшая Венецианская биеннале (с 1895г.) — статусное мероприятие, попасть на которое для художника равносильно участию кинематографиста в программе Каннского кинофестиваля. Это и Стамбульская, Шанхайская, Флорентийская биеннале, биеннале в Сан-Паулу, знаменитая «Манифеста», каждый раз меняющая место своего проведения ( в следующем году, кстати — Санкт-Петербург), наконец, Московская биеннале современного искусства.
Как правило, программа события такого уровня помимо выставок включает в себя проведение лекций, пресс- конференции с приглашенными «звездами», мастер-классы и т.д. Уважающие себя биеннале возглавляют специально приглашенные кураторы, от которых не в последнюю очередь зависит успех и международный престиж мероприятия.
Куратор определяет тему выставок, занимается отбором участников, распределением и экспозицией павильонов, работой с медиа. Соответственно, личность куратора должна обладать большим авторитетом в мире искусства и недюжинными организаторскими способностями.
В частности, Московскую биеннале в разное время возглавляли Иосиф Бакштейн (в качестве постоянного комиссара и куратора), Жан-Юбер Мартен, Петер Вайбель, Катрин де Зегер (в качестве кураторов основных проектов).
Есть биеннале и у нас в Краснодаре. Называется «Межрегиональный профессиональный конкурс произведений изобразительного искусства». Открытие очередного, 11-го конкурса состоялось 14 ноября.
Цитирую релиз:
В общем, «Быстрее, выше, сильнее». Ну что ж, почему бы и нет. Для сравнения приведу темы Московской биеннале: «Примечания: геополитика, рынки, амнезия», «Переписывая миры», «Больше света».
Ну допустим, спорт — тоже дело неплохое. В таком случае совсем уж непонятны критерии отбора конкурсных работ. Заявленная спортивная тематика прослеживается едва ли процентах в десяти от общего числа. Остальное ничем не отличается от многочисленных краевых, областных, молодежных и тому подобных вернисажей, проводимых последние лет двадцать.
Вот – «крепкий» студенческий реализм, а вот – немного экспрессионизма в традициях 1907 года, а вот – нечто магически-символическое.
Нельзя сказать, что выставленные работы сплошь плохи: есть хорошие и даже отличные, неважно насколько они соотносимы с понятием «актуальное искусство».
Речь и не о том, что сама форма проведения и цели подобных мероприятий, мягко говоря, устарели десятилетия назад. Все-таки любая выставка, необязательно в области искусства, ставит перед собой определенные задачи: подведение итогов, выяснение предполагаемых путей дальнейшего развития, демонстрация достижений и т.д.
Какой же вывод можно сделать посетив «Биеннале -11»? Нам ничего не нужно, ничего не интересно, ничего вокруг не замечаем — вот такие мы самобытные. Называется такой подход провинциальностью, то есть, по выражению одной писательницы, «восприятие собственного жизненного опыта как универсального».
Собственно, понятие биеннале в нашем случае означает всего лишь событие, проходящее каждые два года. То есть оно не обязано, по большому счету, иметь какие-то качественные характеристики.
Смысловую наполненность этому термину придает история развития мирового искусства. Принять участие в биеннале, посетить биеннале, стать лауреатом биеннале – звучит престижно. Правда, к сожалению, не всегда.
Максим Хижняков
Биеннале — это, как правило, масштабная выставка, проходящая раз в два года, зачастую выполняющая задачи конкурса и фестиваля. Биеннале проходят по всему миру, список их периодически обновляется. Это и старейшая Венецианская биеннале (с 1895г.) — статусное мероприятие, попасть на которое для художника равносильно участию кинематографиста в программе Каннского кинофестиваля. Это и Стамбульская, Шанхайская, Флорентийская биеннале, биеннале в Сан-Паулу, знаменитая «Манифеста», каждый раз меняющая место своего проведения ( в следующем году, кстати — Санкт-Петербург), наконец, Московская биеннале современного искусства.
Как правило, программа события такого уровня помимо выставок включает в себя проведение лекций, пресс- конференции с приглашенными «звездами», мастер-классы и т.д. Уважающие себя биеннале возглавляют специально приглашенные кураторы, от которых не в последнюю очередь зависит успех и международный престиж мероприятия.
Куратор определяет тему выставок, занимается отбором участников, распределением и экспозицией павильонов, работой с медиа. Соответственно, личность куратора должна обладать большим авторитетом в мире искусства и недюжинными организаторскими способностями.
В частности, Московскую биеннале в разное время возглавляли Иосиф Бакштейн (в качестве постоянного комиссара и куратора), Жан-Юбер Мартен, Петер Вайбель, Катрин де Зегер (в качестве кураторов основных проектов).
Есть биеннале и у нас в Краснодаре. Называется «Межрегиональный профессиональный конкурс произведений изобразительного искусства». Открытие очередного, 11-го конкурса состоялось 14 ноября.
Цитирую релиз:
«В связи с объявлением в рамках Культурной Олимпиады 2013 года Годом музеев конкурс посвящён XXII зимним Олимпийским играм 2014 года и имеет общую тему — олимпийское движение. Кроме традиционных номинаций, при подведении итогов будут особо отмечены произведения, пропагандирующие средствами искусства олимпийскую тематику, а также темы здорового образа жизни и спортивных достижений».
В общем, «Быстрее, выше, сильнее». Ну что ж, почему бы и нет. Для сравнения приведу темы Московской биеннале: «Примечания: геополитика, рынки, амнезия», «Переписывая миры», «Больше света».
Ну допустим, спорт — тоже дело неплохое. В таком случае совсем уж непонятны критерии отбора конкурсных работ. Заявленная спортивная тематика прослеживается едва ли процентах в десяти от общего числа. Остальное ничем не отличается от многочисленных краевых, областных, молодежных и тому подобных вернисажей, проводимых последние лет двадцать.
Вот – «крепкий» студенческий реализм, а вот – немного экспрессионизма в традициях 1907 года, а вот – нечто магически-символическое.
Нельзя сказать, что выставленные работы сплошь плохи: есть хорошие и даже отличные, неважно насколько они соотносимы с понятием «актуальное искусство».
Речь и не о том, что сама форма проведения и цели подобных мероприятий, мягко говоря, устарели десятилетия назад. Все-таки любая выставка, необязательно в области искусства, ставит перед собой определенные задачи: подведение итогов, выяснение предполагаемых путей дальнейшего развития, демонстрация достижений и т.д.
Какой же вывод можно сделать посетив «Биеннале -11»? Нам ничего не нужно, ничего не интересно, ничего вокруг не замечаем — вот такие мы самобытные. Называется такой подход провинциальностью, то есть, по выражению одной писательницы, «восприятие собственного жизненного опыта как универсального».
Собственно, понятие биеннале в нашем случае означает всего лишь событие, проходящее каждые два года. То есть оно не обязано, по большому счету, иметь какие-то качественные характеристики.
Смысловую наполненность этому термину придает история развития мирового искусства. Принять участие в биеннале, посетить биеннале, стать лауреатом биеннале – звучит престижно. Правда, к сожалению, не всегда.
Максим Хижняков
- 3428
- NastyaVasilchenko
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии