О ростовских «Ублюдках»: «Так сейчас принято»
Арт-критик Кублога Максим Хижняков посетил выставку ростовских художников в КЦ «Типография».
Как заявлено в пресс-релизе, «выставка «Ублюдки. Кровь – это не вода» проводится в рамках программы культурного обмена между художниками из разных стран и городов, работающих в направлении современного искусства».
Существование такой программы не может не радовать, поскольку источник большинства проблем региональных художников — в их изоляции от процессов и возможностей за пределами их локализации. Нужно отдать должное группировке «ЗИП»: на сегодняшний день это единственное творческое объединение в нашем городе с таким высоким зарядом пассионарности. Члены группировки активно участвуют во многих доступных формах творческой деятельности, не только как художники но и в качестве организаторов, пропагандистов, популяризаторов современного искусства.

Особенно ценен пример самоорганизации и, как следствие, независимость от государственных институций. Это дает право и возможность привлекать к сотрудничеству близких по духу художников без оглядки на мнение «вышестоящих инстанций».
Вместе с тем, есть опасность в сознательном ограничении спектра представлений о современном искусстве, концентрация внимания на отдельных его представителях, придерживающихся сходной с группировкой идеологии. Хотя, по-другому, наверное и не бывает: творческое сообщество никогда не отличалось особенным плюрализмом.
Название ростовского проекта несет в себе сознательную провокацию, на пороге отсеивая «неподготовленного зрителя».

Участники позиционируют себя как «незаконнорожденных наследников» (оксюморон) деятелей мирового искусства, как провинциальных художников, знакомых с творчеством отцов лишь по косвенным источникам. Прием не нов и не очень уместен в век интернета и открытых границ. Выглядит он скорее оправданием, заготовленным ответом на возможные вопросы к составу участников и характеру экспозиции, которая никакой провокации как раз и не содержит.
Не могу судить, насколько точно характеризуют творчество отдельных художников выставленные работы. Допустим, что это так. Тогда можно констатировать следующее. Отличительная черта этой и многих других выставок молодых художников — обидная усредненность. Иногда кажется, что вся творческая деятельность таких авторов основана на нехитрых постулатах:
— Я художник, и мне положено делать такие работы. Так сейчас принято.
— Лучше -из того, что всегда под рукой. И удобно и дешевле.
— Лучше — небольшого размера: и возни меньше, и транспортировать легче, а если большие, то как-то попроще, понезамысловатей, так как и лень, и не умею, и вообще: мастерство для художника давно необязательная категория.

А хотелось бы обнаружить что-то в этом роде:
— Я художник, я генерирую смыслы, поэтому работаю с жидким азотом.
— А я использую в своих проектах только мух, без них никакие смыслы не генерируются.
— А я занимаюсь традиционной живописью на холсте. Любуйтесь, если нервы крепкие.
— Я художник, и показываю на выставках лучшее, на что я способен.
Или что-то другое, по-настоящему безумное, пусть дурацкое или напротив — мудрое, выверенное, интересное, оригинальное авторское высказывание.
Я не хочу сказать, что ростовский проект плох. Он обычный. Он отражает такое среднестатистическое представление о современном искусстве в провинции, да, к сожалению, и не только в ней. «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков».
Безусловно, искусство на современном этапе своего существования — явление достаточно конформистское и ангажированное. Однако достаточно хотя бы полистать интернет, чтобы убедиться, что это далеко не всегда и не везде так.
Максим Хижняков
Как заявлено в пресс-релизе, «выставка «Ублюдки. Кровь – это не вода» проводится в рамках программы культурного обмена между художниками из разных стран и городов, работающих в направлении современного искусства».
Существование такой программы не может не радовать, поскольку источник большинства проблем региональных художников — в их изоляции от процессов и возможностей за пределами их локализации. Нужно отдать должное группировке «ЗИП»: на сегодняшний день это единственное творческое объединение в нашем городе с таким высоким зарядом пассионарности. Члены группировки активно участвуют во многих доступных формах творческой деятельности, не только как художники но и в качестве организаторов, пропагандистов, популяризаторов современного искусства.

Особенно ценен пример самоорганизации и, как следствие, независимость от государственных институций. Это дает право и возможность привлекать к сотрудничеству близких по духу художников без оглядки на мнение «вышестоящих инстанций».
Вместе с тем, есть опасность в сознательном ограничении спектра представлений о современном искусстве, концентрация внимания на отдельных его представителях, придерживающихся сходной с группировкой идеологии. Хотя, по-другому, наверное и не бывает: творческое сообщество никогда не отличалось особенным плюрализмом.
Название ростовского проекта несет в себе сознательную провокацию, на пороге отсеивая «неподготовленного зрителя».

Участники позиционируют себя как «незаконнорожденных наследников» (оксюморон) деятелей мирового искусства, как провинциальных художников, знакомых с творчеством отцов лишь по косвенным источникам. Прием не нов и не очень уместен в век интернета и открытых границ. Выглядит он скорее оправданием, заготовленным ответом на возможные вопросы к составу участников и характеру экспозиции, которая никакой провокации как раз и не содержит.
Не могу судить, насколько точно характеризуют творчество отдельных художников выставленные работы. Допустим, что это так. Тогда можно констатировать следующее. Отличительная черта этой и многих других выставок молодых художников — обидная усредненность. Иногда кажется, что вся творческая деятельность таких авторов основана на нехитрых постулатах:
— Я художник, и мне положено делать такие работы. Так сейчас принято.
— Лучше -из того, что всегда под рукой. И удобно и дешевле.
— Лучше — небольшого размера: и возни меньше, и транспортировать легче, а если большие, то как-то попроще, понезамысловатей, так как и лень, и не умею, и вообще: мастерство для художника давно необязательная категория.

А хотелось бы обнаружить что-то в этом роде:
— Я художник, я генерирую смыслы, поэтому работаю с жидким азотом.
— А я использую в своих проектах только мух, без них никакие смыслы не генерируются.
— А я занимаюсь традиционной живописью на холсте. Любуйтесь, если нервы крепкие.
— Я художник, и показываю на выставках лучшее, на что я способен.
Или что-то другое, по-настоящему безумное, пусть дурацкое или напротив — мудрое, выверенное, интересное, оригинальное авторское высказывание.
Я не хочу сказать, что ростовский проект плох. Он обычный. Он отражает такое среднестатистическое представление о современном искусстве в провинции, да, к сожалению, и не только в ней. «Настоящих буйных мало — вот и нету вожаков».
Безусловно, искусство на современном этапе своего существования — явление достаточно конформистское и ангажированное. Однако достаточно хотя бы полистать интернет, чтобы убедиться, что это далеко не всегда и не везде так.
Максим Хижняков
События
Места:
- 2514
- daryatomilova
В постулаты нынешних «художников» надо добавить «Я так вижу!» )
как будто и не было двадцати лет- в девяностых годах прошлого столетия побывала.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии