Константин Худяков — "бесчувственная машинерия"

26 марта в краснодарском краевом выставочном зале открылась фотовыставка действительного члена Российской академии художеств московского автора Константина Худякова «Миф&Цифра».

Константин Худяков – не фотограф. Он художник. Илья Глазунов наших дней. Как я выяснила недавно, современная молодежь уже и не знает, кто такой Илья Глазунов. А по опросу ВЦИОМ 1999 года, это «самый выдающийся художник XX века». Прославился гигантскими картинами, на которых могли одновременно быть Ленин, Сталин, Гитлер, Достоевский, сам Глазунов и другие знаковые фигуры – все это с претензией на великие раздумья о человечестве и судьбах России. И на его выставки валили толпы простого зрителя. В принципе, Илья Глазунов, вместе с Александром Шиловым – самые известные художники эпохи позднего социализма. Сейчас мы видим современную версию – Константина Худякова.

Репродукция картины Ильи Глазунова "Мистерия ХХ века"

Худяков использует фотографию, компьютерную графику и другие современные технологии. Так же, как и Глазунов, он увешан званиями и регалиями. И снова перед нами огромные картины с большими смыслами, много религиозной тематики. Но у Глазунова это все-таки живопись ручками, и все это, более или менее, в одном экземпляре. У Худякова мы видим тиражные компьютерные вещи – одна и та же «картина» может участвовать в прокатной выставке хоть в каждом городе России.



Около года назад работы Худякова уже представляли на закрытом показе в краснодарском музее Коваленко (ставился вопрос о проведении выставки), часть работ была в 3D-графике. В объемной форме работы Худякова на порядок более эффектны — это пока еще редкая для зрителей технология. Тогда выставку почему-то в музей не взяли. Хотя такие проекты приезжают в провинцию на коммерческих условиях в расчете заработать. Предварять их должна хорошая рекламная компания, чего сейчас не наблюдается.

То, что выставлено в краевом выставочном зале, — просто качественная печать на холсте. Представлены 3-4 гигантские картины и несколько – поменьше. Если опять же сравнивать с Глазуновым, то все эти Марии Магдалины, компьютерные страсти Христовы, несмотря на свечение глаз, слез и прочего, совсем-совсем холодны и безжизненны. В портретах Глазунова, в его иллюстрациях к Достоевскому за всем пафосом стоит где-то чувствительность, где-то слащавость, на что и отзывалась простая душа человека. У Худякова — бесчувственная машинерия.



Думаю, что художников, использующих компьютерные технологии, будет становиться все больше. Пока такими картинками больше увлекаются дизайнеры да художники-самоучки. Интернет полон этой графикой.

Самый известный в художественных кругах (и не только в России) компьютерный художник – Олег Доу, которого мы видели в Краснодаре на «Фотовизе»-2012. Он тоже переделывает фотографию с помощью «Фотошопа», создает огромные портреты, где лицо ребенка или подростка приходит к нечеловеческой красоте, становится лицом робота, андроида. Но у Доу за этими лицами-масками скрывается нечто странное. Как если бы в прекраснейший манекен чьей-то прихотью была поселена человеческая душа. Она никак не выражается, но ты ощущаешь, что в глубине что-то есть, и оно страдает. Это скрытое и делает Олега Доу интересным художником.

Олег Доу. "Слезы"

То, что делает Худяков, я бы назвала компреализмом (не путать с фотореализмом, появившимся в 60-е годы прошлого века). И в этой технике, в этом направлении вообще теряется какое-либо ощущение человеческого. Абсолютный холод.

Татьяна Зубкова

Комментарии

  • avatar
  • cherry
  • написано
Татьяна Зубкова права. Это комп-искусство уж очень искусственное.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.