Про Тину Васянину: Актуальность за скобками
В галерее «Лестница» 18 апреля открылась выставка переехавшей четыре года назад в Краснодар из Сибири Тины Васяниной — «Точка опоры».
В экспозиции представлены живописные работы с элементами коллажа. Оставим за скобками рассуждения об актуальности живописи как таковой в контексте современного искусства — вопрос этот далеко не закрыт и достоин отдельного разговора. Хотелось бы порассуждать скорее о том, насколько убедительно справилась художница с поставленной самой себе задачей.
Большинство выставленных работ относятся к жанру натюрморт. Собственно, именно с натюрморта начинают свое обучение студенты в школах и вузах. Натюрморт дает представление об основах композиции, подводит к пониманию формы, перспективы, колорита. Художник, обращающийся к этому жанру, должен быть готов привнести в него свое личностное, нетривиальное отношение к описанным выше категориям. Ну и, конечно, определяющим критерием современного искусства является контекст, смысловое наполнение произведения.
Что получилось в данном случае?
Мы видим стилизованное изображение предметов, насыщенный, но не агрессивный колорит, отсылающий к Матиссу и Der Blaue Reiter, достаточно уравновешенную композицию. Подход к стилизации вызывает вопросы: автор использует достаточно разный изобразительный язык для характеристики отдельных элементов композиции. Сочетание простых, геометрических «первоформ» кухонной утвари не совсем увязывается с подчеркнутой выразительностью и избыточной деталировкой спинки стула. Живописная техника, преимущественно основанная на использовании локально «забитых» мастихином поверхностей, дополнена элементами коллажа.
Считается, что первым обратился к коллажу Пикассо, включавший в свои кубистские полотна материалы различных фактур. Этот прием вполне соотносился с общей идеологией кубизма, состоявшей в препарировании визуального пространства картины, отказа от имитации трехмерного пространства, разложении образов предметного мира на геометрические элементы.
Иными словами, если тематика и композиция произведения предполагают использование «готовых» форм, нужно не имитировать их средствами живописи, а напрямую «инсталлировать» в живую ткань картины.
Позднее технику коллажа взяли на вооружение последующие поколения художников, наполнив ее своими смыслами. Существует она и по сей день. Однако использование любого технического приема должно быть оправдано.
В работах Васяниной «вживленные» в ткань холста элементы выглядят случайными цитатами из «реального мира», напоминанием о его существовании. И зачастую цитаты эти выразительнее, чем работа кистью.
Можно ли было решить ту же самую задачу только средствами живописи? Безусловно. Характер использования коллажа по сути не отличается от того, что делали кубисты почти сто лет назад. Более того, тогда это смотрелось куда органичнее.
Наверное, на общем фоне стоит выделить портрет работы Тины Васяниной — ничего лишнего, цельно и убедительно.
Общее впечатление о выставке скорее нейтральное: все ровно, спокойно без очевидных неудач но и без откровений. «Точка опоры» — это либо синоним устойчивости, либо трамплин.
Побывал Максим Хижняков.
В экспозиции представлены живописные работы с элементами коллажа. Оставим за скобками рассуждения об актуальности живописи как таковой в контексте современного искусства — вопрос этот далеко не закрыт и достоин отдельного разговора. Хотелось бы порассуждать скорее о том, насколько убедительно справилась художница с поставленной самой себе задачей.
Большинство выставленных работ относятся к жанру натюрморт. Собственно, именно с натюрморта начинают свое обучение студенты в школах и вузах. Натюрморт дает представление об основах композиции, подводит к пониманию формы, перспективы, колорита. Художник, обращающийся к этому жанру, должен быть готов привнести в него свое личностное, нетривиальное отношение к описанным выше категориям. Ну и, конечно, определяющим критерием современного искусства является контекст, смысловое наполнение произведения.
Что получилось в данном случае?
Мы видим стилизованное изображение предметов, насыщенный, но не агрессивный колорит, отсылающий к Матиссу и Der Blaue Reiter, достаточно уравновешенную композицию. Подход к стилизации вызывает вопросы: автор использует достаточно разный изобразительный язык для характеристики отдельных элементов композиции. Сочетание простых, геометрических «первоформ» кухонной утвари не совсем увязывается с подчеркнутой выразительностью и избыточной деталировкой спинки стула. Живописная техника, преимущественно основанная на использовании локально «забитых» мастихином поверхностей, дополнена элементами коллажа.
Считается, что первым обратился к коллажу Пикассо, включавший в свои кубистские полотна материалы различных фактур. Этот прием вполне соотносился с общей идеологией кубизма, состоявшей в препарировании визуального пространства картины, отказа от имитации трехмерного пространства, разложении образов предметного мира на геометрические элементы.
«Не нужно даже подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются и которые мы принимаем за нечто неизменное. Вещи в себе не существуют. Они существуют лишь через нас», — писал Ж. Брак, один из идеологов кубизма.
Иными словами, если тематика и композиция произведения предполагают использование «готовых» форм, нужно не имитировать их средствами живописи, а напрямую «инсталлировать» в живую ткань картины.
Позднее технику коллажа взяли на вооружение последующие поколения художников, наполнив ее своими смыслами. Существует она и по сей день. Однако использование любого технического приема должно быть оправдано.
В работах Васяниной «вживленные» в ткань холста элементы выглядят случайными цитатами из «реального мира», напоминанием о его существовании. И зачастую цитаты эти выразительнее, чем работа кистью.
Можно ли было решить ту же самую задачу только средствами живописи? Безусловно. Характер использования коллажа по сути не отличается от того, что делали кубисты почти сто лет назад. Более того, тогда это смотрелось куда органичнее.
Наверное, на общем фоне стоит выделить портрет работы Тины Васяниной — ничего лишнего, цельно и убедительно.
Общее впечатление о выставке скорее нейтральное: все ровно, спокойно без очевидных неудач но и без откровений. «Точка опоры» — это либо синоним устойчивости, либо трамплин.
Побывал Максим Хижняков.
События
Места:
- 2650
- daryatomilova
Как-то скудно снято!