Recycle: симуляция реальности

25 апреля на обновленной экспериментальной выставочной площадке “КИСИ” при КЦ “Типография” прошло открытие выставки арт-группы Recycle (англ. «вторичная переработка»).

Небольшой ремонт наконец превратил это пространство в, пожалуй, лучшую выставочную площадку Краснодара, на ней не стыдно проводить мероприятия любого уровня. Белые стены создают нейтральный фон, наиболее предпочтительный для экспозиции объектов искусства, а оставшийся в первозданном виде подчеркнуто брутальный металлический пол сам может выступать в роли тотальной инсталляции.

Краснодарская по происхождению группа Recycle нечасто выставляется в Краснодаре: здесь находится «производственная база» дуэта Андрея Блохина и Егора Кузнецова, сами же проекты обычно экспонируются в другой части «обитаемой вселенной» — в Москве и Европе.



На этот раз представлены рельефы из пластиковой сетки, трехмерные объекты, миниатюрные панно — некий дайджест, позволяющий дать общее представление о деятельности художников. Сопровождалось все это демонстрацией фильма, в основном иллюстрирующего процесс создания работ. Все грамотно и информативно.

Карьера Андрея Блохина и Егора Кузнецова складывается на редкость удачно, и это вполне заслуженно. Их знают, о них пишут.

Анализируя накопившееся за последние годы статьи о художниках Recycle, эпизодически наталкиваешься на два не очень комплементарных тезиса: безапелляционный «это поверхностно, это скорее дизайн, а не искусство» и снисходительный «детям нравится». На мой взгляд, тезисы эти слабо аргументированы. Попытаюсь оспорить.



В чем сходство с дизайном? В применении производственного цикла, в возможности тиража, в эффектной подаче? Однако все перечисленное является лишь внешними признаками, имеющими равное отношение как к дизайну, так и к искусству. Важнее другое: все-таки основа дизайна — функциональность объекта, возможность его использования по назначению, какую бы неоднозначную форму ни придавала ему фантазия автора. В конце концов, автомобиль должен передвигаться, на стуле должно быть удобно сидеть, а рисунок обоев призван декорировать пространство интерьера. В искусстве же важнее идея, возможность создавать смыслы, задавать вопросы, как уместные и актуальные здесь и сейчас, так и находящиеся вне времени. Форма выражения этих смыслов может быть позаимствована где угодно: в производственных мастерских, на кухне, в мусорном баке или в мастерской живописца. Скульптура Эрвина Вурма и разработка концепт-кара BMW — вещи принципиально разные.



Recycle, безусловно, наследники традиционной школы, для них важна техника исполнения, важна подача. Процесс создания работ достаточно трудоемкий и дорогостоящий, требующий серьезной профессиональной подготовки, необходимой для того, чтобы полученный результат максимально напоминал предмет сошедший с конвейера. Это важно, поскольку авторы сознательно занимаются симуляцией реальности, создавая искусственные артефакты, отражающие ряд их представлений о современном обществе.

В проектах группы анализируются «родимые пятна» интернационального пространства победившего консьюмеризма. Здесь сакрализируются образы героев популярных мультсериалов, мусорные контейнеры превращаются в ренессансные надгробия, выставляются на всеобщее обозрение «археологические раскопы», наполненные символическими свидетельствами избыточной потребительской жизнедеятельности.



По сути, это процесс архивирования сиюминутных примет времени, ироничное возведение их на символический пьедестал вечности.

Чуждые снобизму, авторы не дистанцируются от предмета исследования, они подчеркивают свое существование в едином с ним пространстве.

Да, детям нравится, возможно, проекты группы представляются им филиалом «Диснейлэнда». Но это скорее большой плюс, поскольку говорит об умении Recycle рассказывать доступным языком об универсальных проблемах.

Посредством своих работ авторы составляют психологический портрет современника — великовозрастного «кидалта», помешанного на гаджетах, сериалах, распродажах и социальных сетях. Это своего рода эволюционный итог, после которого человечество ждут серьезные и непредсказуемые изменения, связанные с переходом на иной уровень развития.

Максим Хижняков

По теме:
В поисках воздействия www.kublog.ru/blog/kublog/4348.html
События
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • plants
  • написано
как мне нравятся фотографии
  • avatar
  • ToT
  • написано
  • avatar
  • AntonZhadchenko
  • написано
Согласен
  • avatar
  • EhlizabetGilmann
  • написано
Клевые работы художников, напоминает американское искусство 70-х такой арт-сити. Исполненно очень живо, жаль что мало.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.