Ася Большова о фестивале "МОЖЕТ-2013": "И на эстетику им глубоко начхать"

Отзыв Аси Большовой о фестивале современного искусства «МОЖЕТ» открывает новую рубрику Кублога — «Арт-критика».

В 2010-м они скручивали каракатиц из светильников, в 2011-м установили футуристическую скульптуру богомола и поп-алтарь. Своим примером организаторы арт-фестиваля «Может» доказали всем, что совершенно без помощи администрации и спонсорских денег могут три дня развлекать народ современным искусством.

Они провозгласили себя «новейшей генерацией художников Краснодара». У нас-то как: кем сам себя назовешь, за того тебя и примут. Ходишь и повсюду говоришь, что ты, например, музыкант. А кто проверять будет, есть ли у тебя хоть одна пластинка?

Фрагмент карты фестиваля "МОЖЕТ". Фото Бориса Мальцева. Кублог

Если раньше фраза «каждый человек — художник» воспринималась, как призыв, то теперь она фактически стала святой обязанностью всякого среднестатистического хипстера возрастной категории до 30. И в мире, где проходят сотни биеннале, а цены полотен взлетают до небес, мастерских настоящих художников становится все меньше. Установившаяся система арт-рынка теряет способность к открытиям, странностям и отклонениям от нормы, которые в первую очередь важны для искусства.

Братья Субботины, подобно братьям Солунским, взяли на себя отнюдь не легкую ношу — просветить краснодарский народ.

Степан Субботин. Фото Василия Смирного. Кублог

То есть, даже если вы — лицо не заинтересованное в фуршете, все равно простой расчет подскажет, что вы рискуете выпасть из модного контекста краснодарской культуры. Исходя из этих соображений, надев резиновые сапоги и дождевики, те, кто считают себя причастными к краснодарской арт-тусовке, ринулись навстречу новому, интригующему своими пресс-релизами, третьему по счету «МОЖЕТ».



Арт-энтузиасты, для которых очередное событие в Типографии — открытие, смешались с «ветеранами» арт-сцены. Все они не побоялись заработать простуду в стремлении приобщиться к искусству и героически преодолели путь до так называемой «колоннады» бывшего завода ЗИП и обратно по огромному заброшенному заводу, абсолютно мертвому, с пустыми цехами и складскими помещениями. Теперь эту масштабную территорию захватило современное искусство. И многие надеются, что его оттуда никогда и не вытурят. С приходом анонимных граффитистов бывший завод преобразился в самобытный арт-организм, где куратор — сама территория, с которой и взаимодействуют художники. Именно поэтому выставка была обречена оказаться гармоничной и цельной.

Фото Саши Обуховой. Фэйсбук

Тут вам по периметру бетонных стен чего только не развесят. И причудливую живопись, и разукрашенные вентляционные люки, и плакаты бразильских художников. Ничего серьезного. Дохлая мышка на ватмане. Золотой фаллос виде рельефа. Объемный портрет хиппи из стекловаты. Триптих: гамбургер, крест, женский половой орган. Все это — попытка достучаться до зрителя и потолковать с ним по душам. Художники шутят в духе наивного концептулизма, полагая, что пафосу и серьезным речам в наше время никто не поверит.

Они делают перфоманс — открывают «ящик Пандоры», в котором — символический билет в музей, устанавливают новые алтари, где и поклоняются «искусству». Бесцельно и безраздумно. Поднимают вопросы бытия и рассуждают на библейские темы. Только сеют не зерна любви в плодородную почву, а мышьяк — в бетон. И на эстетику им глубоко начхать. Есть она или нет — для смысла безразлично.

Фото Саши Обуховой. Фэйсбук

Некоторый зритель воротит нос и жмурит глаза, а некоторый познает смысл своей собственной экзистенции. Здесь тех, кто не в состоянии адекватно воспринять актуальное искусство, научат если не любить, то хотя бы, сжав зубы, понимать.

Так и я, вернувшись домой с фестиваля поздним вечером, решила плотнее ознакомиться в интернете с творчеством Бражкина и Тер-Оганьяна. У художника Бражкина караоке: кричишь в микрофон под революционные марши каких-то западных демонстрантов. У Тер-Оганьяна-младшего – молоток. Берешь, сам себя по лбу стучишь, и на лбу образуется какая-то печать.

Тут встает вопрос: как же отличить мусор от крупицы золота среди множащихся арт-течений в обществе тотальной культурной всеядности. «Сегодня они зовут себя художниками, а завтра назовут искусством все, что угодно», — цитата со стены «алтаря современного искусства», придуманного Юлей Капустян. В свое время Энди Уорхолл сказал на этот счет: «Искусство — это всё, что можно впарить зрителю». И если вы категорически с ним не согласны, тогда идти на «МОЖЕТ» вам не стоит, лучше получайте второе высшее или запишитесь на курсы повышения квалификации.

Фото Саши Обуховой. Фэйсбук

А те, кого эти три дня на «МОЖЕТ» заставили хоть чуть-чуть задуматься над теми вопросами, которые и не встали бы в будничной жизни, наверняка вернутся и зажгут с покаянием свечи на алтаре современного кубанского искусства.

Ася Большова

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.