"Поймать черепаху": освобождение от смысловых рамок

Выставка «Поймать черепаху» открылась 30 мая на экспериментальной выставочной площадке «КИСИ» в культурном центре «Типография». Участники выставки – воронежские художники Николай Алексеев, Илья Долгов, Иван Горшков.

Авторы представили работы, в достаточной степени характеризующие их творческий метод, темперамент и художественное мировоззрение.

В случае Ивана Горшкова — это сознательное хулиганство, тяготение к выразительной форме, несколько вызывающая витальность. Можно, конечно, вспомнить в этой связи скульптуры Сезара или «палимпсесты» Зигмара Польке, однако было бы слишком поверхностно считать это простым заимствованием. Создавая второй, рукотворный, изобразительный слой поверх напечатанного изображения, автор не дополняет его смыслом, а скорее разрушает уже существующий, ставя под сомнение влияние уже созданного визуального контекста, тем самым освобождая художника от «смысловых» рамок. Скульптуры Горшкова визуализируют образ «нового Франкенштейна», как бы воссозданного из обыденных артефактов с ближайшей свалки.



Вообще, склонность к фиксации и архивированию повседневной реальности присуща всем участникам выставки. Илья Долгов, например, представил «Гербарий» — серию графических листов, на которых с дотошностью естествоиспытателя ХIX века воспроизведены растения, собранные им несколько лет назад на территории заповедника.

Тщательно «перерисованные» в материале, образы как бы утрачивают свою органическую сущность, превращаясь в дубликаты самих себя. В отличие от «мастеров пейзажа», кичащихся мнимой духовностью, автор максимально дистанцируется от предмета изображения и привнесения в них личностного, авторского начала, сознательно сторонясь эмоциональной окраски. Изображение фиксируется практически механическим методом, где тщательность исполнения скорее маскирует участие художника в процессе, чем проявляет его.



Николай Алексеев уходит еще дальше, дезавуируя роль художника-творца. Его работы — непредвзятый взгляд «извне» на природу вещей. В его инсталляциях теряется грань между предметами, заимствованными из окружающей среды и выполненными руками автора. Кажущаяся случайность этого симбиоза в очередной раз ставит под сомнение роль ремесленных навыков в создании предметов искусства, концентрируя внимание зрителя на его трансцендентной сути.

Максим Хижняков
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.