"Красное и черное": без внятной кураторской идеи

31 мая в галерее «Лестница» открылась выставка московских и немецких живописцев реалистов-абстракционистов «Красное и черное».

Концепция, отраженная в названии, достаточно незамысловата: «Красное и черное. Цвет высшего напряжения и цвет, выражающий отсутствие цвета, наполнены бесконечным полем возможностей, позволяющим задействовать полный спектр подсознательных человеческих сфер. Незнакомая вещь может показаться бессмысленной, если неизвестно, как ею пользоваться…»

Другими словами, участники выставки отбирались по принципу условного соответствия их работ вышеприведенной цитате. В результате получилась выставка без внятной кураторской идеи, на которой представлены достаточно разные по стилистике и семантике художники. Художники, тем не менее, в основном заслуженно титулованные.

Интересен Константин Батынков, погружающий зрителя в призрачное пространство нечетких силуэтов, словно препарирующий под микроскопом доступную лишь ему реальность свифтовского микрокосма. При этом ощущение «потустороннего», спровоцированное визуальной подачей, компенсируется сквозящим в сюжетах мягким юмором.

Ривка Беларева и Евгения Егер работают на стыках станковой графики и иллюстрации, с явным креном в сторону последней. Ривка Беларева сочетает в своих листах несколько графических техник: карандашный рисунок служит для дотошной «штудийной» проработки деталей, локальные цветовые пятна формируют монохромное пространство фона, силуэты человеческих фигур и предметов вписаны в символическое поле интерактивного диалога. Евгения Егер мягче, романтичнее, литературней, ее персонажи более обобщены и условны.



Татьяна Левицкая сформировалась как художник в «былинные» времена застоя, когда главной проблемой местной арт-сцены была изоляция от мирового художественного процесса. Поэтому представленные работы выглядят достаточно анахронично, что нисколько не умаляет их эстетической ценности. Просто это делал еще Матисс, причем делал более убедительно, без экивоков в сторону хорошей академической школы.

То же можно сказать и о художниках другого поколения — Наталье Георгадзе и Алексее Ланцеве. Сделано грамотно, не придерешься. Смотреть приятно. Если воспринимать это как украшение стен – вопросов нет, работы очень достойные. Однако каждый этап в развитии истории искусства имеет свои эволюционно–хронологические рамки, и повторение уже пройденных кем-то этапов развития лично у меня вызывает недоумение.

Хотя, наверное, стоит относиться к этому без лишнего снобизма. В конце концов интересные выставки профессионалов — большая редкость для нашего города, а актуальность – не единственный оценочный критерий творчества художника.

Максим Хижняков
Места:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.