Арт-критик Максим Хижняков: "Краснодар в культурном смысле все-таки еще «недогород»"

Максим Хижняков. Фото из личного архива Максима Хижнякова

Кублог представляет нового автора рубрики «Арт-критика» – художника, дизайнера и автора лекционного курса о современном искусстве в Краснодарском университете культуры и искусств Максима Хижнякова. Для начала мы поговорили с ним об арт-жизни города Краснодара.


Как вы считаете, арт-критика создает питательную среду для развития арт-рынка?

Одно с другим связано. Но на самом деле, арт-критика — до конца не познанная местными и московскими фигурантами часть некоего айсберга, а арт-рынок – это вообще не местный, а встроенный в мировую экономику и культуру процесс.

И Краснодар имеет к нему отношение?

Практически не имеет. Каким образом? (Пауза) Ну, вот меня порадовало, что есть очень грамотное (по западному образцу) развитие группы «Ресайкл» – это Андрей Блохин и Егор Кузнецов. Основное отличие от нас, тех, кто гораздо раньше — в 90-е годы, пытались заниматься актуальным искусством, в том, что «Ресайкл» позволяет себе быть прагматичными, не пытаясь при этом встроиться в то, что здесь уже существует. «Производственная база» у ребят находится в Краснодаре, а выставляются они по всему миру. Для нас же был все-таки важен некий «местечковый» успех, признание друзей и старших коллег…. С другой стороны, и возможности были более ограничены…. А здесь-то, по большому счету, ничего и не существует. Есть агонизирующий Союз Художников.

А как же то, что делает группировка «ЗИП»?

Там тоже не все так гладко. Они делают некую попытку создать культурный кластер по типу существующих уже много лет в Москве «Винзавода», «Стрелки», «Фабрики», «Красного октября» и так далее. По большому счету, как и во всех проектах подобного рода, в первую очередь здесь нужны средства и грамотный менеджмент, без этого никак. Чтобы это место – «Типография» — выглядело достойно, по-настоящему модно, и привлекало широкую аудиторию, надо вкладывать. Достаточно увидеть, кто занимается менеджментом в «Гараже», «Винзаводе» и так далее, чтобы начать искать грамотных людей. Понятно, кто такая Даша Жукова, какие у нее возможности, но, тем не менее, она умеет это именно хорошо сделать, привлечь отличных сотрудников. Ну, и такой кластер должен включать в себя кафе, специализированные магазины, лекционный зал, иметь определенную структуру, не достаточно просто открыть лофт.

При «Типографии» планируют создать гостиницу.

Дай Бог. Но что касается выставочного пространства, то там можно было бы задуть все стены одним цветом, вложиться в правильное освещение и несколько изменить логику территории, потому что сейчас это место непонятно сегментировано.
При подаче помещения в эстетике пустующего предприятия (лофт отсюда и начинался как понятие – с полуразрушенных складов, фабрик, заводов) его достаточно лишь немного облагородить, но все-таки его надо облагораживать. Неправильно, когда посетители выставок пробираются сквозь битое стекло, старый асфальт, ржавеющие трубы и так далее. Все эти элементы могут присутствовать, но они должны быть контекстом.

Вы сейчас говорите об инфраструктуре. Тем не менее, события «Типографии» влияют на город, даже не имея достаточной инфраструктуры.

Речь идет об уровне. Хорошо и здорово, что налажены какие-то контакты, приезжают люди с лекциями и выставками. Идет какая-то жизнь. Но, наверное, нужно создавать другой уровень этих событий. А это связано с инфраструктурой напрямую.

В мировой практике кто обычно создает проекты хорошего уровня? Частники? Или все зависит от государства?

Так и так. Скажем, можно отметить деятельность, как ни странно, Василия Церетели в Москве. Он мог быть совершенно другим, и заниматься совершенно другими вещами, а вовсе не современным искусством. Другой пример ресурса – это Даша Жукова, о которой я говорил. Она тоже могла не делать «Гараж», но у нее есть инициатива, интерес, умение собрать команду. Или все знают деятельность Гельмана в Перми, которая непосредственно связана с государственным финансированием. Сыграли роль, конечно, личные отношения с губернатором, но там какая-то смычка частной инициативы и государственного ресурса на непродолжительное время получилась. Но эта деятельность в связи с определенным государственным креном уже редуцирована в настоящий момент.

Почему вы считаете, что Краснодар никак не вписан в арт-рынок? Блохин с Кузнецовым продаются же на Западе, Паршков продается, другие художники тоже.

Пожалуйста. Но это же отдельные люди, так же может происходить и в Твери, и где-то еще.

А что должно происходить, чтобы мы говорили о вовлеченности города в процесс арт-рынка?

Ну, наверное, нужно быть другим городом. Как сказал дизайнер Коля Петров по этому поводу: «Краснодар мог быть Берлином, но только он – Краснодар». (Пауза). Все дело в менталитете. У нас же край аграрный, тут горожане существуют в первом, максимум — во втором поколении. В Москве или Петербурге ты можешь (и так происходит) за одним столиком встретить внучку академика или писателя, а рядом будет сидеть Мик Джаггер. У нас это невозможно в принципе. Состав населения другой.

И кроме того, у нас город с очень слабо развитой урбанистической культурой, сами видите: Красная – главная и единственная достопримечательность. А сравнить с другими городами… Можно и не сравнивать…

Арт-рынок связан с городской культурой. У нас все-таки еще «недогород». Населенный пункт, который городом в культурном смысле еще не стал. Потому что в культурном смысле город должен иметь несколько поколений горожан, принадлежащих к семьям с достаточным уровнем дохода и образования. И должны быть другие улицы, реклама, архитектура и все остальное. Какие-то вещи изменить нельзя, они были и будут. Сделать из Краснодара нечто принципиально другое, боюсь, не получиться. Ну, впрочем, какое-то развитие романа этого города с современным искусством, безусловно, есть…

Вы собираетесь на выставку Нальби Бугашева в «Типографии». Чего ждете от события?

Нальби всегда интересовали несколько другие вещи, с трудом представляю его в контексте этого места. Интересно, почему они позвали Нальби и почему он согласился. Попаду, я надеюсь.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.