"Шесть 100-летий" борьбы за выживание

До 8 февраля можно бесплатно сходить в Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко на выставку «Шесть 100-летий» из частного собрания А. И. Новиченко. Выставка — о былом: советские реалии, проступающие в работах крепких советских художников, обученных еще выпускниками Императорской академии художеств. И да, она наталкивает на думы.

«Шесть 100-летий» — это шесть столетних юбилеев шестерых кубанских художников, которых роднит многое: Великая Отечественная, общественная работа в краевой организации Союза художников, преподавание в Краснодарском художественном училище, и главное — тотальное отсутствие информации о них. О тех, про кого принято гордо говорить: «золотой век кубанской живописи», не издан ни один справочник.

С уходом из жизни Надежды Павловны Калугиной (1939-2012), ответственного секретаря союза, не от кого узнавать, что:

  • заслуженный художник РСФСР Павел Степанович Калягин (1913-2007) и блокадница Раиса Ивановна Солуянова (1914-1986) учились в Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в мастерской великолепного Александра Александровича Осмеркина — тогда профессора, прежде одного из «Бубновых валетов»;
  • заслуженный художник РСФСР Владимир Степанович Кузьменко (1913-1982) — не кубанец, а выпускник Ростовского художественного училища. А фронтовик и заслуженный деятель искусств Кубани Николай Прохорович Евса (1914-2004) преподавал в Краснодарском художественном училище в те недолгие шесть лет, что его директором был Калягин;
  • что график Николай Сергеевич Каюков (1914 — 1995) выпускался из Краснодарского художественного техникума, а вторым (после Осмеркина) мастером живописца Владимира Дмитриевича Носкова (1913-1983) все в той же Репинке был Михаил Иванович Авилов — воспитанник батального класса Франца Рубо и Николая Самокина Императорской еще Академии художеств.

Можно препарировать и разбирать по косточкам кураторскую работу Галины Брюхновой — некогда одного из хранителей художественного фонда нашего союза, а ныне владелицу галереи, предлагающей как раз советское искусство. Но нужно ли? Это лишь произвольный порядок работ гвардии рядовых соцреализма: крепких, где-то удачных, где-то — этюдных «записных книжек» художника, но одинаково транслирующих свое время.



Галина Васильевна нашла простой и ясный принцип показать часть одной из крупнейших частных коллекций Краснодара (100 из чуть больше тысячи холстов и листов), к созданию которой она имеет самое непосредственное отношение. Одну из крупных, но не самых интересных. В этом городе много коллекций, но вы когда-нибудь слышали, чтобы показывали рисунки Ван Гога или Альбрехта Дюрера? И не услышите.

Обладатель предметов «Шести 100-летий» — Александр Новиченко: второе десятилетие он собирает локальных художников четырех поколений, от фронтовиков до 1990-х. Раз в несколько лет Александр Иванович абсолютно безвозмездно показывает их на государственных выставочных площадках: нынешний проект относительно четырех предыдущих — самый сбалансированный.

Зачем бизнесмену, возглавляющему один из крупнейших кубанских животноводческих комплексов ОАО «Степное», все это? Неудержимое желание собирателя показать то, чем он обладает? Стремление ввести в искусствоведческий оборот работы художников с рейтингом 4В («художник регионального значения»), которые вряд ли будут ликвидны за те деньги, за которые приобретались?



А, может, просто отдушина от ежедневных бумаг, нетелей и прочего удорожания кормов? «Выставка «Шесть 100-летий» направлена на популяризацию изобразительного искусства Краснодарского края, эстетическое и патриотическое воспитание будущих поколений», — гласит релиз. И то хорошо.

Нет же у музея им. Коваленко отдела личных коллекций (а площадей для него — и подавно), значит, и Краснодару не стоит ждать нового академика Ильичева.

Во времена, когда творили шестеро экспонентов, мощнейшие колхозы в крае заводили свои музеи (где есть и Калягин, и Евса), приглашая художников на летние пленэры. А что, Степная картинная галерея: звучит же?

Анастасия Куропатченко
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.