"Зеленый змий" в музее Коваленко
До 19 апреля в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко работает выставка советских художников. Лубочная графика посвящена борьбе с алкоголизмом.
Перед тем, как поговорить о самой выставке, полезно вспомнить или загуглить все антиалкогольные кампании, проводившиеся в СССР. Всего их было пять: 1918-го, 1929-го, 1958-го, 1972-го и 1985-го годов. Причем последняя, нас интересующая кампания была по своим масштабам поистине беспрецедентной. Из-за волн народного негодования и экономического кризиса, вызванного в том числе недостачей в бюджете страны денег от продажи спиртного, антиалкогольная кампания в 1987 году была свернута. Графические работы творческого коллектива «Мастерская народной графики» из серии «Всем миром против пьянства» (1988-89 гг.) по сути являют собой художественное эхо начала той горбачевской перестроечной поры, когда массово закрывались алкогольные магазины, соответствующая продукция значительно выросла в цене, а пропаганда здорового образа жизни велась по всем фронтам общества. (Самое инновационное государственное предложение тогда, на мой взгляд, – безалкогольные свадьбы.)
Экспозиция интересна исключительно с культурно-исторической стороны. Ведь не будем же мы, в самом деле, разбираться в интенциях авторов и смыслах произведений. Интенция авторов очевидна: они выполняли социальный заказ борьбы с пьянством и выполнили его в адекватном для такой задачи жанре лубка. Все смыслы здесь лежат на поверхности, и любой зритель тотчас понимает, «что и почем». Вот муж возвращается из кабака, а жена и дети уже готовы к свежей порции тумаков. Вот больного несут на носилках: «алкоголь извращает действие лекарств», вежливо предупреждает подпись. А вот недостойный мужчина валяется на земле, в то время как достойный останавливается в гостях после второй рюмки. На некоторых потешных листах критика алкоголизма переходит на следующий уровень обобщения и резюмирует непотребства мужей и жен (в лубочном искусстве человек сведен до своей социальной роли) как фактор нарушения здоровья и психики, распада семей и общественных отношений. В конце концов, пьянство несовместимо с принципами социалистического общежития и коммунистической нравственностью, говорят нам.
Произведение искусства стоит судить по тем задачам, которые оно само перед собой ставит. В данном случае задачи откровенно пропагандистские: поставить на путь истинный выпивоху, а всех тех, кто только начинает свое общение с «зеленым змием», пока не поздно, уберечь от его пагубного влияния. Собственно, существует только два действенных метода на пути осуществления этих задач: застыдить или запугать человека. Но справляются ли лубочные картинки с такой задачей? Насколько успешно они стыдят и запугивают зрителя? Нет, не справляются, и главным образом потому, что в представленных произведениях наблюдается конфликт формы и содержания.
Существует множество примеров того, как художник целенаправленно шел на разрыв означающего и означаемого, однако в таком примитивном агитационном искусстве, как плакат или потешный лист, «что» и «как» (изображения/подписи) должны находиться в совершенном симбиозе. Для запугивания и пристыжения графические работы слишком жизнерадостно сделаны: яркие краски, витиеватый орнамент, опоясывающий каждый фрагмент повествования, излишняя карикатурность персонажей и т.д. В лучшем случае эти назойливо-нравоучительные рассказы оставят равнодушными; в худшем – непонимание и раздражение увиденным. Что же касается эстетических свойств этих произведений, то достаточно будет сказать, что они для своих задач хорошо выполнены. А на большее они и не претендуют.
Сергей Асосков
Перед тем, как поговорить о самой выставке, полезно вспомнить или загуглить все антиалкогольные кампании, проводившиеся в СССР. Всего их было пять: 1918-го, 1929-го, 1958-го, 1972-го и 1985-го годов. Причем последняя, нас интересующая кампания была по своим масштабам поистине беспрецедентной. Из-за волн народного негодования и экономического кризиса, вызванного в том числе недостачей в бюджете страны денег от продажи спиртного, антиалкогольная кампания в 1987 году была свернута. Графические работы творческого коллектива «Мастерская народной графики» из серии «Всем миром против пьянства» (1988-89 гг.) по сути являют собой художественное эхо начала той горбачевской перестроечной поры, когда массово закрывались алкогольные магазины, соответствующая продукция значительно выросла в цене, а пропаганда здорового образа жизни велась по всем фронтам общества. (Самое инновационное государственное предложение тогда, на мой взгляд, – безалкогольные свадьбы.)
Экспозиция интересна исключительно с культурно-исторической стороны. Ведь не будем же мы, в самом деле, разбираться в интенциях авторов и смыслах произведений. Интенция авторов очевидна: они выполняли социальный заказ борьбы с пьянством и выполнили его в адекватном для такой задачи жанре лубка. Все смыслы здесь лежат на поверхности, и любой зритель тотчас понимает, «что и почем». Вот муж возвращается из кабака, а жена и дети уже готовы к свежей порции тумаков. Вот больного несут на носилках: «алкоголь извращает действие лекарств», вежливо предупреждает подпись. А вот недостойный мужчина валяется на земле, в то время как достойный останавливается в гостях после второй рюмки. На некоторых потешных листах критика алкоголизма переходит на следующий уровень обобщения и резюмирует непотребства мужей и жен (в лубочном искусстве человек сведен до своей социальной роли) как фактор нарушения здоровья и психики, распада семей и общественных отношений. В конце концов, пьянство несовместимо с принципами социалистического общежития и коммунистической нравственностью, говорят нам.
Произведение искусства стоит судить по тем задачам, которые оно само перед собой ставит. В данном случае задачи откровенно пропагандистские: поставить на путь истинный выпивоху, а всех тех, кто только начинает свое общение с «зеленым змием», пока не поздно, уберечь от его пагубного влияния. Собственно, существует только два действенных метода на пути осуществления этих задач: застыдить или запугать человека. Но справляются ли лубочные картинки с такой задачей? Насколько успешно они стыдят и запугивают зрителя? Нет, не справляются, и главным образом потому, что в представленных произведениях наблюдается конфликт формы и содержания.
Существует множество примеров того, как художник целенаправленно шел на разрыв означающего и означаемого, однако в таком примитивном агитационном искусстве, как плакат или потешный лист, «что» и «как» (изображения/подписи) должны находиться в совершенном симбиозе. Для запугивания и пристыжения графические работы слишком жизнерадостно сделаны: яркие краски, витиеватый орнамент, опоясывающий каждый фрагмент повествования, излишняя карикатурность персонажей и т.д. В лучшем случае эти назойливо-нравоучительные рассказы оставят равнодушными; в худшем – непонимание и раздражение увиденным. Что же касается эстетических свойств этих произведений, то достаточно будет сказать, что они для своих задач хорошо выполнены. А на большее они и не претендуют.
Сергей Асосков
События
- 2339
- Russo
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии