Максим Хижняков о выставке Юлии Капустян: "Орущий будильник - это работает»
В «Типографии» состоялось открытие выставки Юлии Капустян «Истеричка».
По большому счету, любое произведение искусства интерактивно, поскольку предполагает ответную реакцию со стороны зрителя. Это могут быть агрессия, равнодушие, восторг, недоумение, в обшем-то, весь спектр человеческих эмоций, вызванный столкновением с новой визуальной информацией.
Понятие же «интерактивная инсталляция» подразумевает под собой сознательную художественную провокацию, некий социо-культурный эксперимент, цель которого — оторвать условного зрителя от пассивного созерцания, включить его в контекст происходящего, превратить в соавтора.
Можно запрограммировать поведенческую реакцию такого «соавтора», умело расставив для него интеллектуальные «ловушки». Можно, абстрагируясь от такой программы, сделать так, чтобы действия художника и зрителя выглядели максимально бессознательными и спонтанными.
Оба подхода имеют право на существование, главное, чтобы заявленная автором форма проекта соответствовала его содержанию. Для меня основной оценочный критерий один — убедительно получилось или нет.
Итак, «Истеричка».
Название — неплохо. Сразу же задает тон и настраивает на считывание предусмотренного контекста: проект, что называется, «женский», раскрывающий тему эмоциональной нестабильности, нервного срыва, локального хаоса, настраивающий на сопричастность к чужим переживаниям.
Выставочное пространство включает в себя несколько отдельных инсталляций, которые, на мой взгляд, должны быть вплетены в общую структуру экспозиции. Не случилось.
По сути, общая площадь поделена на три неравнозначных сектора: «активный центр», «тайную комнату» и совершенно нейтральную «зону транспорантов».
Возможно, проекту не помешал бы куратор, который помог бы грамотно выстроить экспозицию — ничего зазорного для художника в этом нет.
Самые удачные инсталляции расположены в «активном центре» (термин мой- М.Х.).
Разбросанные по подиуму подушки – первое, на что обращает внимание посетитель.
Элемент, безусловно, уместный, но… идея снова не доработана. Эти подушки не должны приглашать вальяжно улечься на них, как и поступила часть зрителей. Нужно сделать две простые вещи: завалить подушками весь зал, а подиум лишить устойчивости!
Очень неплохая идея — расположить на подоконнике стеклянные банки с поплавками, леска заканчивается свисающим с потолка крючком, на который может буквально попасться неосторожный зритель. Это же истерика, и агрессивное привлечение внимания окружающих — ее неотъемлемая часть.
Хотя, на мой взгляд, идею необходимо доработать: что-то должно происходить после того, как человек попадает на крючок, иначе авторский алгоритм выглядит незавершенным.
Отлично формирует общую атмосферу выставки «истерично» орущий будильник. Работает.
Неплохо было бы также избавиться от общего пространства, например, завесить все шпалерами из простыней, что решило бы сразу две задачи: избавило экспозицию от дробности и усилило бы эффект общей эмоциональной напряженности: зрителям пришлось бы, падая и чертыхаясь, продираться сквозь своеобразный лабиринт, неожиданно приводящий к тем или иным объектам.
Идея «тайной комнаты» — тоже неплохо. Зритель попадает в темное локальное пространство, где ему предлагается вновь стать соавтором — внести свою лепту в написание некого коллективного текста. Закрытое, интимное пространство «творческой лаборатории» противопоставляется хаосу экстравертности. Хотя, возможно, «комната» бы выиграла больше в качестве отдельного проекта.
К недостаткам проекта можно, на мой взгляд, отнести часть экспозиционного пространства занятого грубо выполненными из листов металла «транспорантами».
Призыв поиграть в «классики» складывая мозаику смысла из предложенных понятий (идея, свобода, и.т.д.) кажется мне не очень интересным и ломает общее настроение проекта.
Существует два принципиальных пути развития карьеры молодого художника. Есть авторы, спешащие выплеснуть на суд публики результат творческой деятельности, при этом количество выставленных проектов постепенно переходит (или не переходит) в качество. И есть перфекционисты, стремящиеся каждый раз к идеальному в их понимании результату, руководствуясь принципом «лучше меньше, да лучше».
Не знаю какой путь ближе Юлии Капустян, возможно первый. Решать ей. Потенциал есть.
Максим Хижняков
- 1
- 3512
- AnnaChervyakova
К рассуждению об идее «тайной комнаты»:
Конечно, сразу же возникает соблазн обвинить автора во вторичности, припомнив игру сюрриалистов в «изысканный труп», но это было бы несправедливо.
Игра «Изысканный труп» (La cadavre exquis) обязана своим рождением квартире на улице Шато, где в 1924 году проходили встречи группы сюрреалистов. По воспоминаниям Симоны Кан, первой жены Андре Бретона, выглядело это так: «Сперва мы просто играли в слова. Каждый писал какую-то фразу, складывал листок и передавал его соседу, который продолжал, не видя начала, и.т.д. В одной из первых игр мы получили «Изысканный труп пьет молодое вино». Эта фраза нам так понравилась, что стала названием игры».
Однако, здесь есть одно принципиальное отличие: провозглашая принцип автоматического письма, сюрреалисты апеллировали к бессознательному, автор же подготовил специальные матрицы с фрагментами предложений, которые можно продолжить заполнив пустоты. Тем самым неконтролируемый процесс индивидуального творчества ставится как бы в рамки заданной ситуации, вовлекая зрителя-соавтора в игру на определенных условиях. Результат почти так же непредсказуем, но позволяет художнику почувствовать себя манипулятором, порождающем варианты развития дискурса.