Рецензия на премьеру: Старая дама в Новом театре кукол

Новый театр кукол уже двадцать лет «обслуживает» зрителя, каждый раз стараясь преподать свои спектакли по-новому. Будь это детская сказка, либо пьеса известного автора. К сожалению, по-новому не всегда значит удачно.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог.

В постановке режиссера театра Анатолия Тучкова были допущены вольности: как в сюжете, так и в подаче образов. Вроде бы ничего дурного в этом нет, только некоторые вещи, мягко говоря, не к месту.

Трагифарс в двух действиях — пишет программа. Он здесь присутствует, вопрос в другом – для чего?

Зачем показывать разговоры Клары по мобильному? Мол, смотрите, какая деловая? Так и без мобильников понятно.

К чему на боковых порталах видеопроекция современных локомотивов, если, судя по стилям костюмов и старинным игрушечным машинам, действие происходит не в нашем веке?

Кстати, о костюмах. Главная героиня, единственный персонаж, у которого нет кукольного «дублера», одета, тем не менее, как кукла. Ее белые наряды с рыжими париками нелепы.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог.

По сюжету, этой «Медее» нужно сопереживать, но гораздо большее сочувствие вызывает почему-то главная «сволочь» пьесы – предатель Илл. Андрею Сидорову веришь – пропащая душа. Он так изобразил страх и отчаяние, будто и не играл вовсе, – натурально.

Остальные персонажи кажутся шестеренками от механизма. За исключением одного – учителя, образ которого раскрывается только во втором действии. Играет его заслуженный артист России Равиль Гилязетдинов. Именно его герой призывает горожан задуматься о том, что материальными ценностями в этой жизни измеряется не все.

Концовка у Тучкова не та, что у Дюрренматта, но здесь умолчим, чтобы не испортить впечатления у тех, кто не читал Дюрренматта.

В целом, все не так плохо, команда актеров хорошая. Но наигрыш и кривляние, которые есть в спектакле, можно предъявлять в детской сказке, а не во взрослой постановке. Все это сродни «трюкам» с мобильниками. В то время как детской адаптацией спектакль ну никак не назовешь: история взрослая, да и куклы для детей чересчур уродливые.

Фото Татьяны Зубковой. Кублог.

Их уродство, впрочем, является вполне уместным художественным приемом и передает уродство внутреннего мира лицемерных горожан, которые если не меняются, то хотя бы делают к этому первый (пускай он и последний) шаг.

Вердикт таков: не безнадежно. Но если убрать излишки в виде ненужных персонажей (скажем, манекен, изображающий бывших мужей Клары), совершенно неуместную «современность» и привнесенные жаргонно-разговорные словечки в текст, спектакль бы сильно выиграл.

Конечно, эту пьесу поставить бы в драме, с живыми людьми… Хотя пример удачной постановки в театре кукол того же «Горячего сердца» Островского показывает, что спектакль в синтезе «куклы/люди» способен «достучаться» до зрителя.

Театральный критик и журналист Олег Деев

Событие в афише: www.kublog.ru/afisha/item/2103/

Комментарии

  • avatar
  • MarinaStruchina
  • написано
Мне очень жаль, что ваша ограниченность не позволяет мыслить вам шире. Очень огорчает, что статья написана не очень непрофессионально и явно, что с произведением вы знакомы не очень хорошо. Иначе вы бы заметили, что жаргонные словечки использованы только в песнях, являющихся, по сути, актерскими отходами в стиле Брехтовского театра, а с авторским текстом Тучков обращается очень бережно.
Телефон показан не для того чтоб показать «Мол, смотрите, какая деловая…», а для того чтоб показать что полицейский «куплен» Кларой.
Также не соглашусь по поводу решения костюмов. Клара не скрывает, что была проституткой. Профессия наложила свой отпечаток, к тому же, она настолько богата, что может позволить себе всё. Она яркое событие, которое врывается в серый мир Гюллена и она палач, несущий смерть.В финале она и вовсе выглядит как олицетворение смерти, страшной и нелепой, трагичной и комичной одновременно.
Теперь о времени…это спектакль, как и пьеса вне времени, у них нет временных рамок, так что тут могут быть и современные поезда в виде проекции, и костюмы разных эпох, и одноликие мужья-манекены.
Могу посоветовать перечитать пьесу и понять, что сопереживать Кларе не надо. В этой пьесе нет положительных персонажей.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
MarinaStruchina!!! Как вы хорошо написали, вот бы еще все это в спектакле было прописано. Спектакль жуткий!!!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • MarinaStruchina
  • написано
спектакль хороший
просто не все до него доросли…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Ага, прежде всего не доросли постановщики до Дюрренматта.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • MarinaStruchina
  • написано
Если я, студентка, все это увидела и прочитала в постановке, то можно только удивиться тому, что такой «многоумный» человек как вы, уважаемый, этого там не увидели. Так что, о духовном и внутреннем росте можно и поспорить…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ArtyomArsenyan
  • написано
Рецензия совсем не рецензия, просто критика, я не увидел ни одного аргумента по делу. Увы и ах.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Да, текст такой гениальный, что даже режиссер не мог его испортить.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • MarinaStruchina
  • написано
Портить, в том числе и хорошее впечатление, видимо ваша профессиональная особенность, господин asd. Я начинаю подозревать, что вы являетесь одним из тех самых псевдо театральных критиков, для которых слова «вкус», «стиль», «новаторство» являются грязными ругательствами. Таких было в достатке на спектакле. Их всегда видно по надменным выражениям лиц, нежеланию соблюдать элементарную театральную этику, не выключающимся мобильникам и громкому перешептованию во время действия.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • asd
  • написано
Подозревайте дальше, а лучше развивайтесь. Лично я никогда не достаю в театре сотовый телефон и всегда готов его сдать тетеньке в гардероб.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
А можно и я в театральные критики запишусь? Я тоже могу хаять все вокруг, слабо разбираясь в предмете. Аргументов я тоже не обещаю. Только у меня есть один минус, несмотря на прочитанный текст Дюрренматта, постановка мне понравилась. Прошу редакцию рассмотреть мое предложение.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
Судя по примерам удачных постановок Нового театра кукол, автор давно там не был)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
Очень хочется спросить у автора, как он лично (а по «рецензии» мы поняли, что личное отношение превалирует в вынесении вердикта, кстати, что за нелепость – выносить вердикты, ну да у всех свои недостатки) относится к Сальвадору Дали, например.
Последний раз редактировалось
комментарий был удален
  • avatar
  • DaryaSchetinina
  • написано
Отдельно хочется поговорить о стилистике текста, фактические недостатки которого уже были выражены первым комментатором. Данное послание донельзя насыщено вводными словами, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а любовь к сложносочененным конструкциям с постоянным союзом «что» никого до добра не доводила. Трудно вообразить, что генератор такого текста силен в понимании текста чужого. Как человек пишет, так он и мыслит. Делаем выводы и идем в Новый театр кукол смотреть спектакль, если, конечно, мы не боимся плюшевых кукол, манекенов, современных поездов и мобильных телефонов. Отдельная просьба тем, кто хоть когда-то сочувствовал Медее – опомнитесь!
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.