Рецензия на премьеру: Старая дама в Новом театре кукол
Новый театр кукол уже двадцать лет «обслуживает» зрителя, каждый раз стараясь преподать свои спектакли по-новому. Будь это детская сказка, либо пьеса известного автора. К сожалению, по-новому не всегда значит удачно.
В постановке режиссера театра Анатолия Тучкова были допущены вольности: как в сюжете, так и в подаче образов. Вроде бы ничего дурного в этом нет, только некоторые вещи, мягко говоря, не к месту.
Трагифарс в двух действиях — пишет программа. Он здесь присутствует, вопрос в другом – для чего?
Зачем показывать разговоры Клары по мобильному? Мол, смотрите, какая деловая? Так и без мобильников понятно.
К чему на боковых порталах видеопроекция современных локомотивов, если, судя по стилям костюмов и старинным игрушечным машинам, действие происходит не в нашем веке?
Кстати, о костюмах. Главная героиня, единственный персонаж, у которого нет кукольного «дублера», одета, тем не менее, как кукла. Ее белые наряды с рыжими париками нелепы.
По сюжету, этой «Медее» нужно сопереживать, но гораздо большее сочувствие вызывает почему-то главная «сволочь» пьесы – предатель Илл. Андрею Сидорову веришь – пропащая душа. Он так изобразил страх и отчаяние, будто и не играл вовсе, – натурально.
Остальные персонажи кажутся шестеренками от механизма. За исключением одного – учителя, образ которого раскрывается только во втором действии. Играет его заслуженный артист России Равиль Гилязетдинов. Именно его герой призывает горожан задуматься о том, что материальными ценностями в этой жизни измеряется не все.
Концовка у Тучкова не та, что у Дюрренматта, но здесь умолчим, чтобы не испортить впечатления у тех, кто не читал Дюрренматта.
В целом, все не так плохо, команда актеров хорошая. Но наигрыш и кривляние, которые есть в спектакле, можно предъявлять в детской сказке, а не во взрослой постановке. Все это сродни «трюкам» с мобильниками. В то время как детской адаптацией спектакль ну никак не назовешь: история взрослая, да и куклы для детей чересчур уродливые.
Их уродство, впрочем, является вполне уместным художественным приемом и передает уродство внутреннего мира лицемерных горожан, которые если не меняются, то хотя бы делают к этому первый (пускай он и последний) шаг.
Вердикт таков: не безнадежно. Но если убрать излишки в виде ненужных персонажей (скажем, манекен, изображающий бывших мужей Клары), совершенно неуместную «современность» и привнесенные жаргонно-разговорные словечки в текст, спектакль бы сильно выиграл.
Конечно, эту пьесу поставить бы в драме, с живыми людьми… Хотя пример удачной постановки в театре кукол того же «Горячего сердца» Островского показывает, что спектакль в синтезе «куклы/люди» способен «достучаться» до зрителя.
Театральный критик и журналист Олег Деев
Событие в афише: www.kublog.ru/afisha/item/2103/
В постановке режиссера театра Анатолия Тучкова были допущены вольности: как в сюжете, так и в подаче образов. Вроде бы ничего дурного в этом нет, только некоторые вещи, мягко говоря, не к месту.
Трагифарс в двух действиях — пишет программа. Он здесь присутствует, вопрос в другом – для чего?
Зачем показывать разговоры Клары по мобильному? Мол, смотрите, какая деловая? Так и без мобильников понятно.
К чему на боковых порталах видеопроекция современных локомотивов, если, судя по стилям костюмов и старинным игрушечным машинам, действие происходит не в нашем веке?
Кстати, о костюмах. Главная героиня, единственный персонаж, у которого нет кукольного «дублера», одета, тем не менее, как кукла. Ее белые наряды с рыжими париками нелепы.
По сюжету, этой «Медее» нужно сопереживать, но гораздо большее сочувствие вызывает почему-то главная «сволочь» пьесы – предатель Илл. Андрею Сидорову веришь – пропащая душа. Он так изобразил страх и отчаяние, будто и не играл вовсе, – натурально.
Остальные персонажи кажутся шестеренками от механизма. За исключением одного – учителя, образ которого раскрывается только во втором действии. Играет его заслуженный артист России Равиль Гилязетдинов. Именно его герой призывает горожан задуматься о том, что материальными ценностями в этой жизни измеряется не все.
Концовка у Тучкова не та, что у Дюрренматта, но здесь умолчим, чтобы не испортить впечатления у тех, кто не читал Дюрренматта.
В целом, все не так плохо, команда актеров хорошая. Но наигрыш и кривляние, которые есть в спектакле, можно предъявлять в детской сказке, а не во взрослой постановке. Все это сродни «трюкам» с мобильниками. В то время как детской адаптацией спектакль ну никак не назовешь: история взрослая, да и куклы для детей чересчур уродливые.
Их уродство, впрочем, является вполне уместным художественным приемом и передает уродство внутреннего мира лицемерных горожан, которые если не меняются, то хотя бы делают к этому первый (пускай он и последний) шаг.
Вердикт таков: не безнадежно. Но если убрать излишки в виде ненужных персонажей (скажем, манекен, изображающий бывших мужей Клары), совершенно неуместную «современность» и привнесенные жаргонно-разговорные словечки в текст, спектакль бы сильно выиграл.
Конечно, эту пьесу поставить бы в драме, с живыми людьми… Хотя пример удачной постановки в театре кукол того же «Горячего сердца» Островского показывает, что спектакль в синтезе «куклы/люди» способен «достучаться» до зрителя.
Театральный критик и журналист Олег Деев
Событие в афише: www.kublog.ru/afisha/item/2103/
События
Места:
- 3293
- AnnaChervyakova
Телефон показан не для того чтоб показать «Мол, смотрите, какая деловая…», а для того чтоб показать что полицейский «куплен» Кларой.
Также не соглашусь по поводу решения костюмов. Клара не скрывает, что была проституткой. Профессия наложила свой отпечаток, к тому же, она настолько богата, что может позволить себе всё. Она яркое событие, которое врывается в серый мир Гюллена и она палач, несущий смерть.В финале она и вовсе выглядит как олицетворение смерти, страшной и нелепой, трагичной и комичной одновременно.
Теперь о времени…это спектакль, как и пьеса вне времени, у них нет временных рамок, так что тут могут быть и современные поезда в виде проекции, и костюмы разных эпох, и одноликие мужья-манекены.
Могу посоветовать перечитать пьесу и понять, что сопереживать Кларе не надо. В этой пьесе нет положительных персонажей.
просто не все до него доросли…