Елена Петрова о лаборатории в "Одном театре": "Лучше так, чем никак"

26 октября бурные события происходили в «Одном театре», отметившем намедни свой первый день рождения. Молодые актеры решили попробовать свои силы в режиссуре и, почувствовав, видимо, наступление некоей зрелости, устроили лабораторию.

Были представлены три эскиза, каждый продолжительностью около часа, к пьесам современных драматургов Урала (школа Николая Коляды). Виталий Борисов явил нам «Уроки сердца» Ирины Васьковской. Сам сыграл роль пожилой мамы, у которой одна проблема – обуздать плотские порывы своей немолодой дочери. Коллизия не нова. Но спектакль не задался. Было бесконечно скучно. Все давно понятно, видано-перевидано и в жизни, и на сцене. Сам способ актерского существования никак не мог ухватить зрителя за ноздри.



Пьеса Екатерины Васильевой «Забери меня к себе», над постановкой которой трудился актер театра драмы Арсений Фогелев, снова возвращает нас к теме «Ужасные дети и ужасные родители», автором которой стал один из лидеров французского интеллектуализма Жан Кокто. Его сюжеты и фильмы на эти темы до сих пор являются культовыми. Но Фогелев отправился на Урал, дабы почерпнуть вдохновение там. Подобно капле французских духов у колядовцев в текст непременно добавляется матерное изречение. Наше обуржуазенное время должно вдохнуть этот аромат и мило улыбнуться. На этом новизна кончается.

Надо отдать должное Арсению, он доблестно пытался разобраться с ситуацией пьесы. Немолодая мать беременна, ее взрослые дочери бунтуют, муж в исполнении известного артиста, недавно ушедшего из краснодарского театра драмы, Евгения Женихова пытается сначала собрать осколки разваливающейся семьи, потом, отчаявшись, плюет на все и уходит из дома. Интересен сам факт выбора на данную роль публично протестовавшего против директора родного театра артиста. И сам Женихов здесь куда более интересен, чем в бытность свою в театре драмы.



Эскизность дает право режиссеру показать неокончательный, сырой вариант. Но как должен чувствовать себя при этом зритель? Думаю, по-разному. Мне по большей части было скучно. Но молодая публика смеялась. Ее развлекали отдельные реплики. Но не более. Думается, молодому режиссеру еще есть над чем поработать. Возможно, уродство всех персонажей оттолкнуло лично меня от этого не такого уж и свежего сюжета.

Куда более цельным и законченным выглядит эскиз режиссера Алексея Суханова, в недавнем прошлом одного из самых интересных и загадочных артистов Молодежного театра Краснодара. К постановке им была выбрана пьеса Светланы Баженовой «Балерина из фаст–фуда». Здесь перед нами уже законченная театральная форма. Торговку пирожками, которую с блеском явила нам актриса драмтеатра Ирина Хруль, жизнь сводит с отставшей от поезда балериной. И тут-то она и вспоминает, что в прошлом и сама носила пачку и пуанты. Но теперь она толстая и пожившая. Назад пути нет. Она пытается найти в нынешней жизни следы жизни прошлой. Но кроме гротеска, нечего получиться не может. Здесь впервые за вечер стало больно, а не только смешно. Сострадание делает спектакль состоявшимся. Он про человека, а значит, трогает любого из нас. К тому же здесь присутствуют и сценография, и свет, и костюмы. Это единственный эскиз, ставший спектаклем. И здесь тоже открытый финал, но в отдалении просматривает свет. Сын торговки выступает на стороне матери, печалится о ней, хочет ее защитить от фантазий, от насмешек, от самой себя.



Между постановками были чаепития с обсуждениями. Аншлаг — понятие условное, поэтому можно говорить, что численность публики возрастала от первого к третьему спектаклю, который завершился около 22.30.

Новомодная тенденция брать пьесы от Николая Коляды пришла к нам с «великим и ужасным» театральным критиком из Екатеринбурга Олегом Лоевским. Большое развитие этому импульсу дал изгнанный ныне режиссер Александр Огарев. Что в этом хорошего? На мой взгляд, не сами пьесы, и не огаревская тенденция. Хорош сам молодой порыв к свершению чего-то нового. Он пока не у всех вырос в результат. Но пусть лучше так, чем никак. Во всяком случае, режиссерское имя Алексея Суханова я теперь буду иметь в виду.

Театровед Елена Петрова

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.