Елена Петрова о сказке для детей: "Как Миша полюбил Машу"

В краевом театре кукол полным ходом идет работа над спектаклем «Лесная сказка», который представят широкой публике 16 ноября. В минувшую пятницу 8 ноября на предпремьерный показ собрались избранные гости, друзья театра, журналисты, критики.

Остается еще достаточно времени что-то скорректировать, поменять акценты, внести, может быть, недостающую ясность. Так вообщем-то в театральной практике и должно быть. А то зачастую театры с гордым видом показывают на сдаче в канун премьеры результат, а потом удивляются скорбной реакции публики.

Художественный руководитель театра, он же режиссер-постановщик спектакля, Константин Мохов – человек образованный, знающий про театр много всякого разного. Что нам и продемонстрировал.



«Я создавал эпическое полотно, где есть место и психологизму. Это Илиада для самых маленьких. И это же Чехов для самых маленьких, где подтекст значит больше, чем текст, где характеры вырастают до уровня архетипа», — высказался он перед показом.

Конечно, величие задач перевернуло бы эту лодку (в искусстве такие совмещения вряд ли возможны), но режиссер, слава богу, и не пошел дальше слов. В режиссерской профессии это дело обычное – декларировать то, чего не может быть.

А в результате мы видим добротную бытовую комедию, с небольшими вкраплениями символизма. Так, в каком-то ином измерении живут страшные и волки — символы лесного ужаса, и стражи этого волшебного мира Сова и Петух, а на первом плане скульптурно застыли фигурки бабушки и дедушки, которые так и не начнут действовать. Живы ли они, или это воспоминания Маши о том бытии, когда в ее жизни не появился Миша?



Сюжет известен нашему зрителю. Он уже был поставлен когда-то в этом же театре в спектакле «Машенька и Медведь». Да и сама сказка вполне знаменита. Помните сакральное: «Не садись на пенек. Не ешь пирожок»? Но здесь она пересказывается на новый лад.

Художник–постановщик Елена Мацкевич помещает действие в конструкцию, похожую на старый бабушкин буфет. На первом плане — большое пространство для установки чего угодно. Своей громоздкостью и конкретностью он создает ощущение уюта. Далее идут створчатые дверцы. А вот за ними уже тайна. Туда хочется заглянуть. И театр, подумав некоторое время, нас туда пускает. Это и есть то самое место, где разворачивается сюжет, решенный в бытовой манере.



Есть и надбытовой — в прямом и переносном смысле — слой. Над сервантом — узкий промежуток волшебного мира, где осталось детство. Там крутится мельница, застыл колодец, загораются окна домиков. Он так прекрасен, что в нем хочется остаться навсегда. Но вряд ли это возможно. Он как волшебный портал, через который героиня проходит в мир леса и обратно.

Но вот что за отношения наладились между героями? Не слишком ли много здесь чувственности. И странное предложение Медведя жить с Машей, как дедушка с бабушкой, наводит на размышления. Второй план, подтекст грозят обернуться банальным стебом, модным в начале 90-х годов прошлого века. Тут есть над чем подумать. Возможно, стоит предъявить претензии и к исполнительнице главной роли Елене Боровичевой. Она все время выходит за пределы амплуа инженю, являя нам вполне взрослый возраст. А попытка перейти на детскость заканчивается банальным визгом.



А вот костюмы и сценография прекрасны, они точно воспроизводят одежды, цвета среднерусского народного костюма. На этом материале вполне можно проводить уроки по этнографии. За это театру отдельное спасибо.

Подготовила Елена Петрова, театровед.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.