Новый балет "Коппелия": победа традиции

Вечер 23-го ноября в краснодарском музыкальном театре выдался шумным. Давали первое представление балета композитора Лео Делиба «Коппелия».

Люди спрашивали лишний билетик и с завистью смотрели в сторону тех, кто входил по пригласительным. Было из-за чего. Народный артист СССР Юрий Григорович (весь список званий и регалий перечислять не будем) явил в театре своего собственного имени первую в своей жизни постановку легендарного балета. Заметим, это 19-й балет в постановке Юрия Григоровича на краснодарской сцене.



У «Коппелии» богатая предыстория. Сначала была сказка Гофмана «Песочный человек». Она мрачна и страшна. В либретто балета от нее не осталось ничего, кроме имени главного злодея Коппелиуса. На мой вкус, «Песочный человек» и «Коппелия» — это два разных произведения.

Затем в 1870 году в Париже французский хореограф Артур Сен-Леон поставил на музыку композитора Лео Делиба свою балетную сказку «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами». «Он наш, он русский», — как бы говорят авторы этого балета. Сен-Леон много лет до «Коппелии» проработал балетмейстером в России. Так что эта дивная история — нам не посторонняя. Считается, что насыщенность первого акта национальными танцами – это дань имперскому стилю, принятому в Петербурге XIX века.



В самом Петербурге «Коппелию» поставил балетмейстер Мариус Петипа спустя 14 лет. А в 1905 году свою версию в «Большом театре» представил Александр Горский.

В нашем веке «Коппелию» неоднократно реконструировали. Новейшая история знает две отечественные постановки — в Новосибирске и Москве. А что же краснодарская «Коппелия», в основе которой лежит хореографическая версия Александра Горского? Я думаю, она многим придется по вкусу — и тем, кто понимает классический балет, и тем, кто ничего о нем не знает.



В эпоху романтизма, окончание которой и ознаменовало появление балетной комедии «Коппелия», еще не пришло время сложных символических прочтений. Жесты героев вполне можно воспринимать как речь — на сцене торжество пантомимы и классических танцев.

Все ясно и понятно. Можно прочесть либретто, но можно и не читать. Понятно, что Сванильда любит Франца, а он ее. Но… Во всем есть свой подвох. Иначе не было бы истории. Прочтения этого балета бывают разными. Мне показалось, что Юрий Григорович выбрал вариант, не перегруженный ни мистикой, ни сказочностью. Девушка готова выйти замуж за любимого, однако жаль все же расставаться вот так сразу со своим девичеством и с подружками. Поэтому годится любой пустяк, чтобы устроить небольшой раздор. Франц загляделся на кукольную девушку в окне — и центром фабулы становится не размолвка, а шалость. Группа девушек отправляется без ведома профессора Коппелиуса в его дом. Что они там найдут — уже тайна, которую пусть разгадывает зритель. Но ни тени ужаса там не будет.



Декорации спектакля (художник М.Сапожников) пропитаны светом. Мир на сцене комфортен, человечен, добр. Избыточность красок и стиль костюмов говорят о том, что зрителя решили немного побаловать. Краснодарский зритель не часто видит в краснодарских театрах настоящий традиционный спектакль, где все как положено. В драматическом театре мы видим нового Шекспира и небытового Александра Островского, в кукольном идут сказки для детей, которые, на самом деле — для взрослых. Но маэстро Григорович может себе позволить ставить спектакли без выкрутас.



А какой же классический балет без дивертисмента? Ему отведен весь второй акт. Сюжет на тот момент уже состоялся, мы поняли, что Коппелиус — никакой не злодей, а вполне добрый старичок. Что нам остается? Разделить веселье.

Балетные персонажи первого и второго плана являют свои достоинства. Являть есть что, а по мере развития этого спектакля уверенности у артистов только прибавится.

Елена Петрова, театровед.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.