В городе не мешало бы

Когда-то в 1996 году актер Равиль Гилязетдинов сделал в Краснодаре свой первый моноспектакль. О нем долго потом говорили что-то вроде «один в поле воин». И вот 17 декабря завершился первый смотр-конкурс самостоятельных сценических работ, в котором за два месяца приняли участие уже 15 актеров (в роли режиссеров) и коллективов Краснодарского края.



Как-то вдруг оказалось, что у нас в Краснодаре собралось достаточное количество творческих индивидуальностей, которым тесно в рамках репертуарного театра (возглавляемого, если повезет, режиссером).

Равиль также не остался в стороне от процесса, предъявив публике на сцене Молодежного театра премьеру этого года «Маленькие комедии московского Гамлета» по рассказам Антона Чехова.

Участвовал в конкурсе и популярный среди молодежи «Один театр» под руководством артиста театра драмы Арсения Фогелева. На его «Медею» по пьесе Жана Ануя посыпался дождь наград: сам актер был удостоен приза за лучшую режиссуру, отмечены призами и другие актеры из «Медеи».



В номинации «Классический образ» премию получила Татьяна Башкова, а за роли второго плана — Татьяна Корякова и Евгений Женихов. Важно то, что артисты, которым в жизни не повезло и они покинули в разное время разные театры, здесь смогли достаточно внятно и интересно напомнить о себе. В какой-то степени тот же Павел Романычев из театра кукол «Волшебное колесо» или Евгений Женихов своим примером доказали, что есть жизнь и после разрыва с официальным репертуарным театром.



Остается добавить, что лучшим спектаклем конкурса были признаны «Параллели» Аллы и Алексея Масаловых. Это невербальное (пластическое, бессловесное) действо в жанре хеппенинга обращает зрителя к теме мужского и женского начал, где есть место и конфликту, и любви, и взаимопониманию.

Совсем по другому, на материале большой прозы говорит с нами о том же и артист Молодежного театра Алексей Замко. Его спектакль «Один день» по рассказу Андрея Платонова «Река Потудань» был показан как раз в последний день конкурса — перед награждением. Не сразу, не вдруг (а мне довелось видеть и премьерный показ) актер нащупал ту нервную, точную интонацию, которая сделала спектакль и цельным, и психологичным, и понятным каждому из нас. Ушла перегруженность символами, появилась точность формы. Видно, что работа продолжается.



Когда актер самостоятельно выбирает свой материал, он готов бороться за него. Поэтому, как бы мы не относились к жанру моноспектакля, надо понимать, что он необходим театральному процессу. Артисты, рискнувшие попасть в эту историю, похожи на праведников, на которых держится земля. И тогда не столь важно, шедевр перед нами или не очень. Возможно, мы попадаем в данную минуту времени лишь на какой-то этап сложного внутреннего психологического опыта. Тем более, что этих «праведников», как правило, не бывает много. Впрочем, на сегодняшний день их собралось достаточно, чтобы конкурс получился насыщенным, значительным, дающим пищу для размышления.



И хотя в финале не было громких фанфар и фейерверков (а может, и слава богу, что без них), вечер финала в Молодежном театре получился очень атмосферным, теплым, домашним. Здесь всем было хорошо — и студентам Краснодарского колледжа культуры, что стали публикой, и артистам, друг другу помогавшим, а не завидовавшим, и главному устроителю всего этого процесса — председателю краснодарского отделения Союза театральных деятелей, заслуженному артисту России Станиславу Иосифовичу Гронскому. Ему все эти два месяца пришлось работать на грани нервного срыва.



Остается не разрешенным вопрос: а будет ли продолжение? Зритель вправе спросить, где он может посмотреть спектакли, что были показаны в конкурсе. В некоторых случаях можно дать внятный ответ, в других нет. И возникает ощущение, что в городе не мешало бы открыть еще одну экспериментальную сцену, на которой всем бы нашлось место.

Елена Петрова, театровед.
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • smishnik
  • написано
С чего бы это миру держаться на праведниках? Уж в чем чем, а в их позиции всегда была нестройность с мнением общественным. Тем более, здесь более подходит позиция — юродивых. Вот от них то наша Земля часто получала по полной программе. Но это уж явно не про тех, кто делал моноспектакли…
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.