Премьера в театре кукол: "Поедать увиденное глазами"

21 декабря в краснодарском театре кукол на улице Красной по традиции начало новогодней постановки ознаменовалось премьерой. Афиши зазывали на спектакль «Улыбка зимней ночи». Думалось: наверное, будет зрелищно, красиво. Но не настолько же.

Когда, прорезая середину сцены тихо так и спокойно, паря в воздухе, прошел человек в белом, даже взрослый зритель ахнул. И конечно, родилась мысль: «А как все это сделано?» Можно конечно подумать о системе тросов, только зачем? На то она и феерия, чтобы ни о чем не думать, а просто поедать увиденное глазами.



На этом пир не кончился. Актеры, блестяще подготовленные пластически, рассказали, танцуя и фланируя, зачин истории: перед нами группа Снов, хороших и не очень. Один маленький сон знает, что его содержание может испугать кого угодно, но сам-то он добрячок, и поэтому не хочет сниться никому. Как мудрено! И действительно, перед нами серьезная литература. Писатель Евгений Клюев – автор сказок в стиле притчи. Режиссер Константин Мохов (он же худрук театра) делает весьма смелый поступок. Он открывает краснодарцам этого автора — русского, живущего в Копенгагене на родине Андерсена и, как считают некоторые исследователи, на великого сказочника похожего.



Я сама познакомилась с творчеством Клюева впервые, и сравнения у меня скорее с Морисом Метерлинком. Здесь оживают звери и предметы, здесь высокий символизм и не так уж много романтизма. А глубина метафор такова, что я забеспокоилась – а все ли понимают дети. Но образованным взрослым есть над чем поразмыслить. Детям же на спектакле есть чем себя занять. Их глаза должны все время расширяться от восторга. Вот Сны начинают утешать бедного ужастика в пижамке — идет сцена ночи, о которой не могу сказать без придыхания. Уж сколько их было в моей жизни этих приглушенных тонов, театральных затемнений. Но тут иное: перед нами светящееся панно, на котором изображены неоновые огни большого города.



Как правило – ночь это тьма, а здесь — свет.

Сны начинают свою работу. Рассказывать их – значит портить впечатление. Скажем только, что кукольные персонажи, как всегда, изыскано придуманы и исполнены главным художником театра заслуженным работником культуры России Еленой Мацкевич. Но из них еще и составлены приятные глазу картины, где не каждый — носитель характера или функции. Мы привыкли, что если в сюжете присутствуют Волк, Лиса и Заяц, то и на сцене есть только они. Чего заморачиваться. Здесь нам как будто напоминают, что театр кукол это искусство формы. Вдруг появляется Чудо-Улитка, какие-то райские птицы или бабочки, все начинает трепетать и дышать. Правда, есть ощущение, что богатство литературы начинает контрастировать с богатством формы.

Надо упомянуть и о сказочной интермедии перед спектаклем — обязательной для елочных представлений. Здесь литературная канва проста, но форма так же красива и разнообразна. За парадом фруктов в исполнении гибких и пластичных в большинстве своем артистов следуют традиционные дед Мороз и Снегурочка. Все на славу.



А над самой сказкой еще нужно подумать. Наверное, схожу на нее еще раз. Новогодняя компания только начинается.

Елена Петрова, театровед
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.