Театр вышел из гробницы

29 апреля в заброшенном зданий на Зиповской 5С прошел единственный, практически засекреченный, показ спектакля без названия. Фотограф и исполнительный директор фестиваля «Фотовиза» Татьяна Зубкова побывала на прогоне как фотограф, а на премьере — как зритель, и поделилась с Кублогом своими размышлениями об эфемерной природе театра.

На одной стороне небольшой открытки-пригласительного белым по черному было написано «Блок и Метерлинк», а на обороте – продолжение:
«…приглашают Вас поразмышлять о смысле бытия».

Представление оказалось уникальным для нашего города театральным проектом, появившимся на свет по воле одного человека – режиссера и бизнесвуман Светланы Василенко.

На достаточно долгий срок был арендован и приведен в порядок под цели спектакля недостроенный цех на территории бывшего завода измерительных приборов. Приглашены артисты Молодежного театра и театра Драмы, а также пара актеров из Краевого театра кукол, несколько лет назад покинувших театр.

Спектакль поставлен по пьесам Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля» и «Балаганчику» Александра Блока. Премьера состоялась 29 апреля. До этого прошли один прогон и две открытых репетиции, на которые при большом желании можно было попасть. И все.



Насколько я знаю, сейчас идет разбор «декораций»: помостов, на которых стояли зрители и высоких сварных конструкций, на которых восседали актеры, причастные к исполнению «Балаганчика».

Больше этот проект никто не увидит. Успели его посмотреть около 400 человек.

Не безумие ли — вложить кучу денег и годовые усилия команды, состоящей из нескольких десятков человек, в проект, который в законченном виде просуществует два вечера?

Но это же театр! А театр отличает от фильма, книги или картины то, что он существует только здесь и сейчас. Ни одно представление никогда не повторяется полностью. В этой эфемерности и есть душа театра, одна из его притягательностей. Светлана Василенко стремится довести это свойство до абсолюта.

Около четырех лет назад Василенко на таких же принципах поставила «Турандот» по пьесе Карло Гоцци. Тогда спектакль увидело еще меньше людей.



Начинается действие спектакля с условным названием «Блок и Метерлинк» полной темнотой. Из противоположного зрителям конца цеха появляются тени, которые проходят сквозь них, рассаживаются на свои высокие «троны», а перед публикой остаются три девушки. Артисты на «тронах» будут отвечать за часть «Балаганчика», а девушки – за «Тентажиля». Два произведения существуют на сцене параллельно: когда героини Метерлинка растворяются во тьме, приведены в действие герои «Балаганчика» и наоборот.

Символист Метерлинк задумывал эту пьесу для театра марионеток, и письменно размышлял о том, что «может быть, нужно полностью устранить со сцены живое существо», устраняя из своих пьес характер, как важнейшую категорию реализма, и абстрагируя персонажей. Символизм предполагает драму, которая «должна уловить основной трагизм, заключенный в самом трагизме существования».

Единственный раз в России «Смерть Тентажиля» ставил Всеволод Мейерхольд в 1905 году. Метерлинк утверждал, что произносимые слова имеют смысл только благодаря омывающему их молчанию, слова возникают из тишины пауз. Мейерхольд паузы буквально обоготворил, вводя новые законы произнесения текста: запрет на бытовую разговорность, эпическое спокойствие, холодная чеканка слов, трагизм с улыбкой на лице.

У Светланы Василенко все наоборот, но совершенно в духе символизма и принципов, завещанных Метерлинком. Обезличивания персонажей она добивается слиянием всех действующих лиц в трех актрис: Анастасию Радул, Ульяну Запольских, Людмилу Дорошеву.



Их работа заслуживает отдельной похвалы и им, и режиссеру. Василенко добилась того, что актрисы существуют на пределе своих энергетических возможностей. При этом нет ощущения, что они играют.

Вместо холодной чеканки слов — сплетение текста, смена ролей, когда то одна, то другая становятся Тентажилем. Они то сестры, защищающие принца, то страшные служанки Королевы, похищающие мальчика. То скороговорка, то шёпот, то безумное бормотание.

Единственное «но»: и в игре актеров, и в самой постановке нет ощущения школы, жесткого постоянства. Вся работа — скорее прорыв таланта и интуиции.

Сцены «Тентажиля» переплетаются, перебиваются «Балаганчиком». Напевная выспренность любовных текстов Пьеро, Арлекино и Коломбины и горьковатая самоирония в лице Автора. Все это некие паузы, что дают передохнуть, дать глоток воздуха перед очередным погружением в ужас, бессилие и отчаяние «Тентажиля».



Площадка под спектакль выбрана идеально. Когда-то недостроенный и уже начинающий разрушаться цех завода с гигантскими окнами, которые никогда и не были застеклены — все работало на атмосферу действия. 29 апреля был дождь и с крыши капало. Проезжала редкая машина – шуршало по гравию и лужам. Говорят, что в предыдущий день во время спектакля гавкали собаки. Обострение театральности бытия.

Мы привыкли к тому, что театр – это специально построенное здание, здоровенная такая гробница, там официально что-то делается для повышения нашей духовности, ну или нас там просто развлекают.

Но в том, что было показано в полуразрушенном цехе, гораздо больше духа театра, чем во всем, что у нас в городе происходило последние годы на официальных площадках.

После спектакля, тут же в зрительном зале, состоялся разговор между генеральным директором городской «Премьеры» Тиной Лысовой и Светланой Василенко о возможности сотрудничества режиссера «Блока и Метерлинка» и Молодежного театра. Насколько это реально и произойдет ли, время покажет.

Татьяна Зубкова

Читайте по теме:

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Для сохранения в истории:) лиц причастных этому проекту перечисляю актеров игравших в «Балаганчике» — Алексей Замко, Анатолий Дробязко, Анна Нежута, Светлана Кухарь, Дмитрий Морщаков, Алексей Алексеев, Иван Чиров, Виктория Лукина, Олег Метелев, актеров «кукольников» я к сожалению, не помню по именам. Костюмы предоставила Галина Ким.
  • avatar
  • ArtyomArsenyan
  • написано
Спасибо им всем. низкий поклон…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Спасибо, Татьяна
  • avatar
  • Tamarin
  • написано
Отличный материал… Спасибо Татьяна!!!
  • avatar
  • ArtyomArsenyan
  • написано
Никто не знает, были ли на этом показе кто-нибудь из отборочных комиссий крупных театральных фестивалей, маски например?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Был критик из Афиши
  • avatar
  • ToT
  • написано
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.