«Царь Пузан»: худеем вместе

4 июня в Краевом театре кукол прошла премьера спектакля питерского режиссера Петра Васильева — «Царь Пузан». Вместе с детьми ее посмотрела театровед и театральный критик Кублога Елена Петрова.

Если учесть, что эту сказку Корней Иванович Чуковский написал в судьбоносном для России 1917 году, то можно сделать определенные выводы. В этот год подлинный царь отрекается от престола. Конец династии, к которой в ту пору принято было относиться очень и очень плохо. Николай Романов был стройным, а Пузан — толстым. Первый считался злым и даже кровавым, а Пузан был сама доброта. Что же нам сегодня должна поведать эта забытая сказка великого детского писателя? В краевом театре кукол решили, как это принято сегодня, отдалиться от оригинала, и посмотреть на дело со стороны.

Четверка артистов во главе с лауреатом национальной премии «Золотая маска» и питерского «Золотого софита» режиссером из Санкт-Петербурга Петром Васильевым уводит нас в далекие времена. Русью здесь, как предполагалось в первоисточнике, совсем и не пахнет. Перед нами игривый и свободомыслящий XVIII век, шагнувший из эпохи барокко в эпоху рококо. Эпохи отличаются почти невидимыми для нас нюансами. Для спектакля это замечание важно, поскольку именно стилевое решение здесь и есть суть происходящего. Широченный размах платья у дамы весьма легкомысленно порхающей среди кавалеров. Парики, фижмы, камзолы, антураж — салонный способ жить и есть основа фабулы. Молодые люди собрались позабавиться. Театр — неотъемлемая часть их жизни. Вчера они, возможно, разыгрывали взрослую сказочку про «Красную Шапочку». Сегодня пришло время «Царя Пузана».



Появляется, наконец, кукла самого царя. Нет, сначала появляется его ночной горшок. На фоне пикантных и взрослых шуточек, которые, слава богу, дети не понимают, эта — из тех, что забавляет и их тоже. Впрочем, даже детишки чувствуют, что здесь присутствует некая острота, над которой надлежит смеяться. И вообще, они быстро смекают, что здесь можно вести себя вольно. А это уже приятно. Несмотря на сложные вторые планы, они быстро включаются в игру. Кто-то стукнул на сцене кого-то. «Кто?» — вопиет обиженный. Вот тут-то и наступает момент, когда можно сдать обидчика по полной программе. Дети делают это с огромным энтузиазмом. Так, впрочем, они поступают всегда. И сколько бы им не говорили в школе, что ябедничать нехорошо, в театре их учат обратному, и они за это его и любят.

Но что же сюжет. Царь Пузан — посмешище народа — узнает про Великана-Людоеда. И нет, чтобы забыть про сограждан, зачем-то идет их спасать. И ему это удается. Людоед приручен, да еще и полезен людям – он теперь строит дороги, накормлен, вылечен Пузаном. А сам царь вдруг из безнадежного толстяка становится обладателем осиной талии. Как ему это удалось? Вот вопрос, актуальнее которого сложно придумать. «Как, как, да работать надо»,- говорит нам автор. Во время всех своих забот о другом, царь забыл про себя и постройнел. Увы, если бы в жизни было все так просто. Да и в спектакле ситуация какая-то запутанная. До того, как подружиться с Пузаном, Великан подбрасывает его на сковороде. Может тут-то жир и вытопился? Короче, в спектакле все не так очевидно.



Муки голода показаны Великаном в исполнении Романа Шамуилова во всех физиологических подробностях. Наводят то ли недоумение, то ли ужас головы вчерашних жертв Великана-Людоеда. На колья его кровати насажены черепа аптекаря и его жены. Он любуется ими, затевает некое подобие беседы. Есть в этом некая странность. Но детям хоть бы хны. Им спектакль пришелся по вкусу.

Впрочем, стоит отметить, что здесь немало симпатичных моментов. Говорят, в эпоху рококо появились на свет секретеры, эдакие предметы мебели, где много ящичков, где можно хранить всякую всячину. Театр кукол давно эту мебель обживает. Вот и здесь – дверцы открываются, а там если и не скелеты в шкафу, то какие-нибудь рыцарские доспехи. И гобелены с картинами в духе Ватто украшают павильон. Все стильно и красиво выполнено художником Алевтиной Торик, тоже «золотомасочницей» и лауреатом «Золотого софита».



Правда, на фоне этой избыточности и красоты, как мне показалось, как-то немного потерялась изысканная кукла Пузана. Это единственный кукольный персонаж в спектакле. Надо сказать, что молодые артисты Ольга Колосова и Александр Куча, работающие в «живом плане» — еще одно приятное событие спектакля. Они подвижны, легки, вполне в духе куртуазного века, где культура жеста была не менее значительна, чем культура слова, века, где легкомысленное совсем не значит глупое, а стильность превыше всего. Последнего в спектакле хоть отбавляй.

Елена Петрова
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.