«Ханума»: без голоса, без вдохновения

В последнее время грубоватые водевили и музыкальные комедии переживают ренессанс в краснодарском драмтеатре, вызывая у министерства культуры умиление и восторг. Сайт минкульта уверяет нас: «„Ханума“ – это „уникальный проект“ с „удивительной атмосферой“, элементы которого оказывают на зрителя „практически гипнотизирующее действие“». Это действие мы решили проверить на себе.

Когда зазвучала музыка и начались танцы удалых «грузин» – действительно возникло некое очарование комедийного безумия. Обаятельные грузинские напевы, сурово сдвинутые крашеные брови, бравая выправка театральной молодежи, отличная пластика Алексея Мосолова обещали действо гротескное, самоироничное и неожиданное. Но все пошло не так.


Поднялся занавес, обнажились золоченые деревья вечного грузинского сада, – и началась комедия: с парчой, накладными локонами, пародированием грузинского акцента, решенная старыми как мир постановочными средствами.

Режиссер Зураб Нанобашвили не стал усложнять себе задачу. Его спектакль воспроизводит, с небольшими изменениями, телеверсию знаменитой «Ханумы» в БДТ. Те же костюмы, – разве что больше блеска. Те же прически, даже хохолок князя (Олег Метелев). Те же песни, – только спеты хуже. Те же шутки, те же детали…


И хотелось бы очароваться, смотреть этот спектакль, как старую советскую комедию, но все время что-то мешало. Мешали неумело сделанные фонограммы, под которые артисты то пели, то просто шевелили губами. Мешали жирные мазки грима. И главное – мешала сама Ханума.

Ханума (Вера Великанова) должна была стать центром и осью действа, но этого не случилось. Затейница сваха оказалась сиплой, тяжеловатой на подъем, вялой; динамичная сцена драки совсем не получилась; Кабато (Мария Грачева), невзирая на сюжетные перипетии, была и смешнее, и пластичнее, и звонче. Ханума казалась не столько пронырой-свахой, сколько интриганкой. Только в сцене мнимых смотрин актриса достигает какой-то отчаянной эксцентрики и становится убедительной, – как и при объяснении с бравым Акопом (Сергей Калинский). И если спектакль был задуман как громкое возвращение Веры Великановой на сцену, – то это возвращение оказалось весьма и весьма неубедительным.


Задавшись целью не замечать вторичность спектакля, можно увидеть и некоторые новые черты. Например, сценография Степана Зограбяна – лубочно яркая, утрированно грузинская, даже ироничная, но нисколько не функциональная и не современная. Не используя возможности огромной сцены драмтеатра, актеры играют в основном на авансцене.

Кто-то был более убедителен, кто-то менее; линия юных Соны (Лиза Велиган) и Коте (Михаил Дубовский), вместе с бабушкой Ануш (Татьяна Водопьянова) стала островком искренности в этом царстве фальшивых усов.


Одним из немногих удачных новшеств режиссера, вместе с хореографом-постановщиком Александром Литовченко, стали массовые сцены и танцы. В них, как ни странно, увиделся образ какого-то другого спектакля, где театральные условности не копировались, а обыгрывались, и где брови Руслана Копылова и смоки-айс Миши Золотарева играли свои роли в создании нового гротескного образа. В этих сценах, где актеры драмы не лгали в интонациях и в словах, прорывался творческий потенциал этой талантливой труппы. Но акцент был сделан не на этом.

В одном из интервью краснодарскому телевидению Зураб Нанобашвили говорил, что для него слова «театр» и «актуальность» не рифмуются. Оно и видно. И если режиссер будет вновь ставить на краснодарской сцене, можно смело ожидать повторения пройденного, и мы вновь и вновь будем видеть прошлые века.


«Ханума» – ностальгический спектакль советского образца, но не слишком точно сыгранный и плохо спетый. Однако, вероятно, постановка будет успешно идти на сцене драмтеатра: зритель любит такое – почти, как в детстве, что-то знакомое, банальные шутки. В медицине навязчивое стремление читать одни и те же книги, смотреть одни и те же фильмы относят к расстройствам аутистического спектра. А у нас, судя по любви ко всякого рода старым песням о главном, существует некое массовое расстройство. Главное помнить – если слишком долго вглядываться в театральное прошлое, прошлое начнет вглядываться в тебя.

Вера Сердечная

Краснодарский академический театр драмы им.М.Горького запретил фотографам работать на премьерных показах спектакля. Для публикации использовались фотографии Алексея Лишуты, сделанные во время репетиций.
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • kukla
  • написано
Иного мнения от огаревской припевочки и не ждали.
  • avatar
  • EvgeniyaKarpanina
  • написано
Вот у меня точно есть это «расстройство аутистического спектра». Я люблю старые, проверенные временем истории)) И «Хануме» в репертуаре драмы — рада, она нужна. Добавила бы еще, что хореографию нужно еще дотанцовывать — грузинские танцы всегда «в ниточку» точные, а тут, конечно, еще плавает народ. Олег Метелев — смешной и талантливый. Сценографии — да, не хватило очень, но был «вкусный» фаэтон. Инна Станевич -великолепна, Маша Грачева — искрила и была очень искренней на сцене… Но, я так же понимаю, чего не хватило Вере Сердечной. Не хватило театральной эволюции. Прошедший сезон в российском театральном сообществе был богат на столь яркие решения и громкие проекты, что остаться в своей милой сердцу провинциальности и за целый сезон не сделать даже попытки двинуться к новым горизонтам — это обидно. Вообще, я бы сказала, что спектакль «Ханума» уютный, но не амбициозный. Не фестивальный, не прогрессивный. И да, на него будут ходить и зрители будут смеяться, но с точки зрения развития театрального мастерства — мы стоим на месте.
Вера, я бы не стала утверждать, что Зураб Нанобашвили будет держать театр в этаком ретро, как грузинскую жену под чадрой, не выпуская в свет :) Сегодня модно быть культовым авангардистом, но Зураб — не Роберт Уилсон. Вполне возможно нас еще удивят и сверхмощные современные и достойные международных фестивалей спектакли в хороших олдскульных традициях- кто знает?!
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Жень, ну дело же даже не только в ретро и в «отсутствии развития». Дело в том, что старая история поставлена не самостоятельно, сделана не слишком качественно — именно режиссером. Я не против олдскульности как таковой, но она у нас, простите, изо всех дыр и так лезет :(( Вот Баядера — история старая, но сделано по крайней мере качественно: хорошо поют, например.
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
И не забывай, что за все годы, проведенные режиссером в Вологде, никаких наград, кроме местных, театр не получил, ничего выдающегося не было произведено…
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
А что награды это показатель выдающегося? Если посмотреть на тех кого «освятили» Золотой маской за последние годы, то возникают бАааааальшие сомнения в адекватности судей.
  • avatar
  • VeraSerdechnaya
  • написано
Это просто ответ на реплику Жени о том, что «нас еще удивят и сверхмощные современные и достойные международных фестивалей спектакли в хороших олдскульных традициях». Сомневаюсь. Ну, а если мы сомневаемся в компетентности экспертов и жюри Маски, то как же вообще судить о театре? Никак? :)
Кстати, я думаю, та же Ханума была бы получше, будь она поставлена в музтеатре, если честно. Хотя бы танцы и песни :)
  • avatar
  • SofiaKoshevaya
  • написано
Видимо никак, чем так как укажут эксперты Маски.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.