Мир уже никогда не будет прежним



Буквально пять лет назад, после выхода инновационного проекта француза Дэвида Кейджа Heavy Rain, который перевернул в сознании масс само понятие кинематографичности в игровой индустрии, большинство игрожуров стали наперебой оценивать каждый новый выходящий релиз с позиции комнатных станиславских и мерять несколько отличающиеся по формации медиапродукты киношными монтажными шаблонами, да фирменным наличием «драматизма». И действительно, после успеха интерактивного триллера про Убийцу Оригами, апеллировавшего к эмоциям, которые человек получает именно во время просмотра кино, многие игры стали пытаться быть похожими на стандартные попкорновые блокбастеры.

Лучший пример — серия Call of Duty, которая каждый год вываливает на игроков такое количество дешевых взрывов и патриотической бравады, что сам Майкл Бэй со своими «Трансформерами» здесь не конкурент. И так бы продолжалось еще много лет, если бы в прошлом году эксклюзивно для PS3 не появилась игра The Last of Us, которая за одну ночь прохождения навсегда подтвердила в моей голове уверенность в том, что игровая индустрия наконец-то выбралась из стадии детского максимализма и подражательства и стала оформляться как новый тип искусства XXI века.



Летний вечер. Уставший отец, отработав в свой собственный день рождения очередную смену, возвращается домой к полусонной дочери.

Неугомонный подросток дарит ему новые часы, целует любящего родителя в щеку и отправляется в постель, чтобы через три часа погибнуть от рук военного, которому приказано не пропускать зараженных за пределы города. Страну охватила эпидемия грибкового вируса, который порабощает своих жертв, превращая их в послушных зомби, готовых полакомиться плотью братьев по биологическому виду.

Через 20 лет, ставший контрабандистом Джоэл, получает заказ на доставку девушки Элли с иммунитетом к вирусу к местным ученым для изготовления противоядия. Кажущаяся на первый взгляд простой история проведет вас по всей постапокалипической Америке и после этого путешествия ваш взгляд на интерактивные развлечения уже никогда не будет прежним.

В отличие от большинства историй про американские зомби-эпидемии, Last of Us рассматривает всю эту заезженную концепцию с абсолютно неожиданного ракурса. Вместо того, чтобы сфокусироваться на жадных до человечины мертвецах, нам рассказывают о том, что своим собственным главным врагом в любые времена остается человек, а весь этот кровавый маскарад — лишь талантливая декорация, в которой на конкретных примерах показывают неизменные людские пороки.



Даже самого главного героя, которого отдают под ваше управление, абсолютно точно невозможно назвать положительным персонажем. После эпидемии он, как сам признается, «был по обе стороны баррикад» и убивал невинных с некоей индульгенцией в голове, которая лицемерно звучит как «мы просто выживали, это было необходимо».

По другую сторону от него находится девочка-подросток Элли — настоящий ребенок падшего мира, уже лишенный детства и вынужденный слишком рано повзрослеть. Ее природная наивность, чувство познания хоть какого-то света в темном мире смерти и предательства, в какой-то момент пробуждают в душе Джоэлла, который проводит параллели с собственной дочерью, давно забытые чувства любви. Совсем скоро они вновь обернуться простым шкурным эгоизмом.

Но не только на контрасте двух непохожих друг на друга главных героев строятся удивительные ниточки местной вселенной. Второстепенные персонажи, благодаря всего паре сценарных мазков, превращаются в настоящую интерактивную психологическую энциклопедию, благодаря которой можно воочию увидеть, какими архетипами будет кишить планета после глобальной катастрофы. Самонадеянный психопат-эскапист, двое черных братьев, родившихся уже после эпидемии и мечтающих устроить всей семьей барбекю, местная революционерка, готовая положить жизнь невинного ребенка на алтарь достижения высшей цели — все они проходят путь вместе с Джоэлом и Элли и оставляют на их характерах неизгладимые изменения.



Может показаться, что главной изюминкой игры является именно ее сюжет, но и с геймплеем здесь тоже все в абсолютно талантливом порядке. Совмещение скрытого прохождения, когда на счету каждый патрон, и непрекращающегося экшена, происходит настолько незаметно, что под конец прохождения ты не можешь ответить, что все-таки ты делал чаще — рубил топором по горлу местное отребье или тихо заходил со спины и, нашептывая «т-с-с-с», душил нерадивых постапокалиптических бандюков. Кстати, тот факт, что главным врагом человечества остаются себеподобные, а не зомби, выражен и в игровом процессе — бой с живыми людьми разительно сложней, чем истребление ходячих мертвецов.

Переиздание игры на PS4 также пошло ей на пользу. Еще в прошлом году во время прохождения, я постоянно подмечал, что Last of Us тесно на устаревшей приставке. Нет-нет, да появлялись тормоза. Текстуры были не самого лучшего качества и всю мощь дизайнерских решений разработчикам раскрыть было просто технически не под силу. Теперь же игра выглядит лучше некоторых проектов, уже вышедших для некст-гена, все также гениально звучит мелодиями оскароносного Густаво Сантаолалья. Игра представляет собой законченное дизайнерское произведение, которое не стыдно даже посмотреть на «Ютубе» как 10-часовой сериал.



В прошлом году The Last of Us была признана лучшей игрой года практически всеми игровыми изданиями. Такого сплава прекрасного сюжета, геймплея и нового игрового опыта не выходило уже очень давно. Может быть, вообще не выходило. Именно поэтому, оценивать ее с позиции современной игровой индустрии даже как-то неэтично. Это проект из будущего, легкий осколочек, выпавший из чьей-то машины времени, который по доброте душевной достался всем обладателям приставок от Sony. Если вы по какой-то причине пропустили его в прошлом году, то переиздание на PS4 — хороший повод купить приставку и начать свое знакомство с лучшим представителем поколения прошлого. Мне же, как обладателю обеих консолей, было все равно жутко интересно вновь окунуться в атмосферу внутренней скорби по утерянному миру, в котором даже слово «клянусь» из уст самого дорогого человека звучит ничем иным, как лживой жвачкой. Ведь люди, несмотря на все уроки истории, никогда не меняются. Так почему они должны стать другими и в этот раз?


Три клубка. Поставил бы четыре, если система оценок позволяла.

Денис Юрьев

Рецензировалась версия для PS4.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • id10694302
  • написано
Да, то есть до этого сюжета в играх и моральных дилемм не наблюдалось? А как же Fahrenheit, Mass effect, Dragon Age? Они вполне себе на уровне со штампами из фильмов, кинематографичностью и «сложными» моральными дилеммами. Про игры с сюжетом и тоннами текста вообще молчу. Last of us хорошая игра, но ничего она не изменила.
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Хороший сюжет — это не тонны текста. В Last of Us поднимаются темы, которые еще никогда не звучали в индустрии. А чем может похвастаться космический жокей Шепард? Тремя разыми по цвету концовками, или сексом с голубокожими инопланетяночками? Это все же проекты разного уровня) И моральные диллемы — это не всегда конкретный геймплейный выбор, меняющий ход сюжета. Это ведь может быть просто чем-то очень эмоциональным
  • avatar
  • id10694302
  • написано
разумеется, не тонны текста, это же очевидно. Но Last of us ничем не отличается по сути от Taleoftale Walking Dead или фильма «Дорога». Шепард может похвастаться штампами и всякими типичными кинематографичными замутами. Масс эффект также банален, но все равно я про него лично ничего не скажу плохого, потому что он хорош хотя бы тем, что выбор влияет на дальнейшее повествование. Вот в том же «Ведьмаке», конечно, сюжет получше, там банальности поменьше, а эмоциональности тоже хватает. Но куда больше всего этого добра в старых играх, например, в том же Planescape, почему про них никто не вспоминает? Индустрия уже много лет как искусство, а официально ее признают только после Bioshock и Last of us, не понятно…
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Фишка в том, что речь я вел про прошлое поколение, которое длилось с 2007 по этот год. Естественно, сравниться с играми из девяностых от Interplay, например, никто не может. Но превратившись в двухтысячных в индустрию мыльных пузырей, сейчас игры вновь начинают обретать те самые забытые черты. И Last of Us — отличный толчок, и подтверждение, что не только ежегодное каловдутие может хорошо продаваться. «Wallking Dead», что сериальный, что игровой, по моему скромному с «Последним из нас» сравниться не может. «The Wolf among Us» от тех же разработчиков — еще куда не шло. Ведьмак больше тащит игрока на себе атмосферой, сюжет там крайне далек от неплохих историй Сапковского. А тот факт, что индустрия давно уже искусство — истина для маленького круга лиц всегда была. А теперь она уже также массова, как, например, кино. Так что речь здесь все же шла о состоянии нынешнем, а не о делах давно минувших дней)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • id10694302
  • написано
The Wolf among us очень даже неплох. Особенно, как экранизация отличного комикса. Правда, не нравится, что некоторые линии практически никуда не ведут. Ну, вот дал ты денег девушке, но вот взял ты деньги в качестве улики, а дальше что? А вот со всем остальным, что вы сказали, полностью согласна. Наконец-то все поймут и признают игры, скорее бы. С комиксами уже это случилось
  • avatar
  • st9ler
  • написано
Никогда не понимал, почему люди играют в Mass Effect.
  • avatar
  • id10694302
  • написано
инопланетянки! И выбор. Вот и все
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Выбор, который к третьей части привел к трем одинаковым концовкам, которые различаются цветом)
  • avatar
  • id10694302
  • написано
Вы требуете от простой игры слишком многого. Это как «Стражи Галактики».
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Ну, пусть так)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.