Игры для взрослых



Отношение общества к, как иногда кажется, «детским развлечениям» с каждым десятилетием меняется словно хамелеон. Так, в середине восьмидесятых, студенты американского Массачусетского технологического института, с упоением играющие вечерами в настолку Dungeon and Dragons, казались окружающим их альфа-самцам из групп по американскому футболу неистовыми прыщавыми задротами, которые погружаются в это ребячество только потому, что на них не смотрит противоположный пол. Сейчас же, зайдя в любой, даже краснодарский, коворкинг, можно встретить не только безработных хипстеров, но и вполне успешных людей, которые без зазрения совести решили пропустить настольную партиечку с друзьями после трудного рабочего дня. Из развлечения доходяг ролевые бумажные приключения превратились в модный тренд.

С видеоиграми на Западе тоже уже произошли подобные метаморфозы. Там возраст геймера уже давно не заканчивается на отметке в 20 лет. Теперь основная аудитория рынка консолей — это тридцатилетний средний класс, который хочет после трудной недели в офисе покромсать орков, спасти галактику от нашествия загадочных машин-убийц или найти убийцу президента Кеннеди. Вместо сайтов знакомств молодые клерки ищут вторую половинку в World of Warcraft, а семейные парочки вместе колесят по огромным планетам в недавно вышедшей Destiny.



В России же отношение к игрокам осталось таким же, каким оно было в мире примерно в восьмидесятые. Если ты по глупости скажешь милой барышне при знакомстве, что увлекаешься видеоиграми, то с вероятностью в 95 % второго свидания с ней уже не будет. Девушкам-геймерам на просторах земли русской еще сложней — если прекрасная леди увлекается такими детскими развлечениям, то в мозгу отечественного самца сразу рождается мысль о том, что она — серая мышь, которая будет предпочитать варке борщей партейку в «Доту» с друзьями. Почему же в нашей стране слово «видеоигры» относят к двенадцатилетним школьникам, и изменится ли когда-нибудь эта консервативная позиция российского общества? А может быть уже изменилась?

Первый и, несомненно, смыслообразующий фактор, который создал играм образ «развлечения для детей» — медленное развитие IT-индустрии в нашей стране в девяностые годы. Пока весь остальной мир знакомился с массовыми пк-проектами для тогда революционной Windows 95, в нашей стране персональные компьютеры стояли либо в домах успешных программистов, которые могли позволить себе «брать работу на дом», либо во всевозможных НИИ, где молодые студенты-технари играли по ночам в первый Diablo и Warcraft. И нужно было правда очень постараться, чтобы пощупать этот неизведанный новый мир. Помню, как один родительский друг — школьный учитель литературы — весь 1998 год приходил по ночам в гости к моему отцу, чтобы поиграть в Fallout 2, так как сам ПК позволить себе не мог. По утрам, идя в школу, я каждый раз заставал его заснувшим головой на клавиатуре.



О самом понятии электронных развлечений широкая взрослая аудитория в России узнала лишь в двухтысячные, когда компьютерное железо стало дешеветь. Первыми, кто начал приобщаться к высоким технологиям, стали школьники, которым родители покупали ПК якобы для учебы. Именно тогда зародился этот самый гештальт. Детки, вместо того, чтобы познавать реальный мир, погружались в фентезийные вселенные Neverwinter Nights, знакомились с социальной диктатурой орков из «Готики» и бегали по канализациям Парижа в поисках клоуна-убийцы из Broken Sword. Таким образом, на все двухтысячные за электронными развлечениями закрепился статус развлекушек для школьников.

Важную роль во всех этих процессах сыграла любовь бывших советских детей, воспитавших поколение девяностых, к активному образу жизни. Пока западная молодежь в восьмидесятых отвисала с большими компаниями, играя в восьмибитные приставки дома или на огромных автоматах в барах, наши родители ездили в пионерские лагеря и гоняли мяч во дворе. «Все за ящиком своим сидишь? Лучше бы на улицу сходил погулял!» — такую фразу, пожалуй, слышал каждый ребенок двухтысячных, проводивший больше одного часа за ПК. Вся эта склейка старой идейной закалки и иллюзии, что игры — развлечение собственных детей, до последнего времени не позволяла современным сорокалетним приобщиться к видеоиграм. Если бы в начале нового десятилетия на сцену не вышла одна тогда еще никому неизвестная игра от талантливых белорусов.



Да, именно разработчикам танковых покатушек World of Tanks удалось сделать то, что не могли все российские игрожуры с самого начала двухтысячных — заманить в игры взрослую аудиторию. Сейчас, выходя из дома, я уже не удивляюсь тому, что на трети припаркованых машин гордо висят наклейки «Танкист» и «Душой в WoT», хотя несколько лет назад это казалось чем-то из мира фантастики. Вся страна вдруг резко проснулась от спячки и машинально стала лезть в онлайн, узнавая, что оказывается и взрослым дядькам может быть не стыдно играть в игры. Теперь в маршрутках сорокалетние господа все чаще стали говорить не о футболе, а про то, какую лучше броню поставить на свой танк и что нового может появиться в мире игры после очередного огромного обновления. Говорить кому-то, что ты играешь в игры, стало даже практически не стыдно.



Но как бы не хотелось верить, что все так кардинально изменилось, на самом деле ситуация в России все еще не такая радужная. Да, старшее поколение играет в танчики, но почему-то одиночные игры продолжают воспринимать как детские развлечения. Мол, танчики — это прикольно, по-нашему, патриотично! А эти твои РПГ про эльфов — муть какая-то. Но именно с таких разговоров и началось признание игровой индустрии на Западе, когда с 2005 года рынок видеоигр стал крупней, чем голливудские сливки с проката кино.

У нашей страны все еще только впереди. Если только правительство, заигравшись в санкции, не отрубит нам интернет и не перекроет поток американского интерактива на полки магазинов. Тогда вновь наступят времена «Косынки» и «Солитера», а некогда молодые геймеры будут с придыханием вспоминать, какой раньше зеленой была трава в одной из частей Call of Duty.

Денис Юрьев
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AntonZhadchenko
  • написано
Мне повезло, в 96 у меня уже был первый ПК, который сменил «кассетный» ZX. Ночами рубился в C&C и чатился в BBS.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Red alert )
  • avatar
  • belecky
  • написано
Что-то ацки поверхностно. И как будто автор сам в 2000-е начинал играть. И не помнит ни «Цивилизации», ни УльтимыОнлайн, ни журнала GameExe.
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Почему же поверхностно? Скорее просто и популярно. «Цивилизацию» всегда терпеть не мог, она кажется мне предельно скучной. Не мое. В Ультиму Онлайн тоже не играл, так как к он-лайну отношусь прохладно даже сейчас, но читал на момент ее голлопирующего шага по миру огромные материалы главреда Навигатора игрового мира Игоря Бойко, который рассказывал о своем игровом опыте. Вроде «Приключения Сотника» это все называлось. А огромная подшивка «GameExe», вплоть да последнего года жизни журнала, все еще лежит мертвым грузом где-то на антресолях родительского дома, или дачи
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
А какая разница — казалась скучной или нет? Это статья про то, какие игры нравятся автору статьи? Ну ок тогда, претензий нет.
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Эмм, а зачем в данной статье были обязательные упоминания Цивилизации, Ультимы и журнала GameExe? Это должна была быть статья о играх и журналах, которые нравятся Вам? Ну ок, тогда претензий нет.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
И как будто автор сам в 2000-е начинал играть. И не помнит ни «Цивилизации», ни УльтимыОнлайн, ни журнала GameExe.

Я просто опроверг данное утверждение. Все помню. Я был не пьяный©
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
Ну было бы странно, если бы у автора статьи возникли претензии к абстрактному читателю.
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Я не понял сути ваших претензий)
  • avatar
  • ZhenyaMahanko
  • написано
Денис, танки может и сделали прорыв, но надо смотреть откуда он пошел и почему так случилось. У меня есть друг, подходящий под возрастное описание, гоняющий в танки. Но он так же играл в «Ведьмака», «Драгон Эйдж», «Сталкер», «Метро» и многие другие игры. Т.е. он пришел к танкам изначально играя.

И конечно стоит учитывать, что массовые игры к нам пришли после развала СССР, и эти 30-40 летние, которые якобы «очнулись» давным-давно гоняли и в марио и в танки (только немного другие =), на своих первых деньдиках

Кстати, зря ты опускаешь в посте фактор приставок, в 90-ые ПК действительно был роскошь, но «Деньди» был почти в каждой квартире, а за ним и «Сега» и «Сонька» первая подтягивались ко многим.

Еще не знаю, кого там выгоняют на улицу, но я давно не помню дворовой футбол, ровняю просто со своим детством 90-ых, не говоря уже о таком искусстве, как создание рогатки =)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Думаю все же, основная часть аудитории, играющей в танки, других больших игр и в глаза не видела. Есть конечно такие как мой батя, которые в девяностые по молодости неистово рубились во все, что попадалось под руку, а сейчас играют только в Танки и в «EVE». Ибо на сингл уже глубоко начихать. Сеги и Денди были в ходу, да, но их как раз покупали в те годы для детей, от того и отношение к играм как к несерьезному развлечению для школьников)

Сейчас врядли кого-то выгоняют) Раньше гнали, как мне кажется :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ZhenyaMahanko
  • написано
А вот это
Помню, как один родительский друг — школьный учитель литературы — весь 1998 год приходил по ночам в гости к моему отцу, чтобы поиграть в Fallout 2, так как сам ПК позволить себе не мог. По утрам, идя в школу, я каждый раз заставал его заснувшим головой на клавиатуре.

очень понравилось =)) Помню, как мы ходили друг к другу гонять в приставки =)) И особенно когда появился в компании друзей первый ПК
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
А а меня в детстве не было приставки, купил ее много позже. И во дворе из-за этого чувствовал себя далеким от праздника жизни. Ибо, как я считал, у моих друзей был Денди, а у меня этот скучный нищенский компьютер)Чувствовал себя неудачником, прямо скажем))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.