"Наши матери, наши отцы": германский сериал про нацизм изнутри

Коллаж Евгения Маханько. Кублог

Пока наши депутаты еще не приняли закон об уголовной ответственности за не однозначно положительную оценку деятельности Красной Армии во время Великой Отечественной войны, хотелось бы поговорить о сериале, посвященном Второй Мировой войне «Наши матери, наши отцы». Он был показан этой весной на немецком телевидении.



Не то чтобы в нем было очень много Красной Армии, но отзывы сериал тем не менее вызвал крайне противоречивые, в том числе и резко негативные. Во многом справедливые, надо заметить. Однако не так всё просто, и сериал, на мой взгляд, заслуживает внимания не только как сборник исторических ляпов.

Действие начинается в начале лета 1941 года, когда пятеро друзей последний раз собираются в одном маленьком берлинском кафе, чтобы проводить на восточный фронт братьев Вильгельма и Фритхельма. Туда же отправляется и Шарлотта, решившая тоже послужить родине и стать медсестрой. Другая — Грета — мечтает о карьере певицы. Пятый член компании — Виктор. Он еврей, но это не мешает ни его дружбе со всеми остальными, ни страстному роману с Гретой.



Они договариваются вновь встретиться в этом же кафе на Рождество — ведь война не может продлиться дольше. Однако встреча эта произойдет только в 1945-м и далеко не в полном составе.



Повествование целиком посвящено тому, что с героями сделала война.

Мне всегда было интересно, как воспринимала эту войну «другая сторона». Как ее видели немцы? Именно немцы, не оголтелые нацисты. Ведь немец — не значит фашист. Вроде бы простая истина, но для многих все еще является откровением.



Не так давно мне встретились переведенные на русский письма немецкого солдата домой, со сталинградского фронта.

«Я не могу отрицать и моей собственной вины в том, что происходит. Пусть ее пропорция — один к семидесяти миллионам, доля хоть и маленькая, но она есть. Я вовсе не собираюсь прятаться от ответственности, единственное мое оправдание в том, что, отдавая свою жизнь, я эту вину искупаю. Хотя в вопросах чести не может быть торговли».

Тема искупления в сериале звучит, однако в основном в самом начале, когда один из главных героев еще остается собой — хорошим человеком, которому очень плохо от того, что творится вокруг.



В отзывах любят возмущаться на тему того, что немцы тут показаны «белыми и пушистыми», забывая о том, что те, кто вначале сериала были наивными и морально безупречными, к концу спокойно расстреливали и вешали людей. Этот сериал не только о том, как война калечит жизни людей, разбивая мечты, забирая самое дорогое, — но и о том, как калечит и уродует она и самого человека.

Злодейская война растлила мысль и чувство.
Так вера выдохлась, в грязи гниет искусство,
Законы попраны, оплеваны права,
Честь обесчещена и совесть в нас мертва.

Это стихотворение немецкого поэта Мартина Опица было написано в 17 веке, однако до сих пор актуально, и к этому сериалу его можно поставить эпиграфом.

Вообще, во всем, что касается восприятия войны немцами, показа нацизма изнутри, сериал совершенно замечателен и точен.



Это постепенно возникающее чувство, что цели твои неправедны, действия бессмысленны, и как жить дальше с таким грузом на совести?

Если для нас, русских, война была освободительной, для нас в сражении за каждый крохотный клочок земли был смысл и высшая справедливость, то тут взятие какого-нибудь дома ценой огромных жертв вызывает не удовлетворение, а возмущение: ради чего, ради чего это всё?!

Однако там, где речь заходит не о немецком мировосприятии, создатели сериала садятся в лужу.

Среднерусские крестьяне в каких-то болгарских шапках и вышитых рубахах — это на самом деле мелочи, на это не стоит и внимания обращать. Гораздо больше раздражает то, как показаны все представители «стороны противника»: словно это и не живые люди со своими характерами, судьбами, разнообразием реакций, а ходячие манекены, объекты для приложения воздействий, поводы для морального страдания. Им не сочувствуешь, они картонные. Они нужны, чтобы проиллюстрировать какую-то идею.



И совсем уж лютый фейспалм вызывают изгибы мысли сценариста, согласно которым русские солдаты, врываясь в полевые немецкие госпиталя, застреливали солдат и насиловали медсестер. Еще больше возмущают поляки-антисемиты, рассуждающие в точности как заправские нацисты (и это поляки-партизаны, борющиеся с нацистами!).

Нельзя сказать, чтобы сценарист был совсем уж неправ. Русские солдаты действительно насиловали немецких женщин — это исторический факт. И поляки-антисемиты тоже наверняка были. Однако подано это не как исключение, а как правило, и нет альтернативы.



И вообще, складывается ощущение, что сценарист прочитал несколько источников — не слишком много — и писал только по ним, не составив себе целостной картины. Не со зла, а просто знаний маловато. Германия и немецкое мироощущение переданы замечательно, на этом сценарист вырос, а вот с остальным беда.

За это сериалу, безусловно, жирный минус.

За это его в основном и пинают возмущенные поборники исторической справедливости — и за дело пинают.

Однако историческая истина стереоскопична, многогранна, и если кому-то интересен взгляд на эту войну с другой стороны, не совсем привычной — я все-таки рекомендую этот сериал. Он и смотрится интересно, и дает почву для размышлений.

Полина Скурихина

Комментарии

  • avatar
  • anp135
  • написано
И вообще, складывается ощущение, что сценарист прочитал несколько источников — не слишком много — и писал только по ним, не составив себе целостной картины. Не со зла, а просто знаний маловато.
Со знаниями у сценариста всё в порядке.
По вашему и Михалков архи туп и крайне необразован… Нет, учились они хорошо, знают много, всё дело в деньгах…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Ссылочка в тему:

История Великой Отечественной во многом состоит из мифов, как, впрочем, и вся история Советского Союза. Сейчас многие историки пытаются докопаться до истины, анализируют рассекреченные документы и мемуары участников. Самый заметный из них – Марк Солонин. Свои выводы он опубликовал в нескольких книгах:«22 июня», «На мирно спящих аэродромах», «23 июня», «25 июня». Все эти книги стали бестселлерами. Читая их, испытываешь шок – все не так.

www.medved-magazine.ru/articles/Neizvestnaya_voyna_Marka_Solonina.2518.html
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • anp135
  • написано
Раз пошла такая пьянка -)
туда же: www.afisha.ru/article/nikita-mikhalkov-2013/
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Slonoff
  • написано
Очень профессиональная и грамотная критика! Жаль нет ссылки на фильм, где можно было бы его посмотреть.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DmitryMiroshnikov
  • написано
хороший сериал. русские хоть выведены лубочно, но в целом пойдет…
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Вот тут есть онлайн-просмотр: kinogo.net/707-nashi-materi-nashi-otcy-2013.html
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • BorisChehov
  • написано
Раз уж тут такая пьянка
Нацист — не значит фашист. Вроде бы простая истина, но для многих все еще является откровением.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • andrey_sokolov82
  • написано
Советую еще посмотреть Мальчик в полосатой пижаме http://torrentfilmi.org/265-malchik-v-polosatoy-pizhame-2008.html, военный фильм о жизни и дружбе детей в сложное время.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.