«Игра в правду»: тетеньки «40+» оценят

Российский кинематограф знаменит, наверное, тем, что находится в состоянии перманентного кризиса. И примерно раз в год (а то чаще) появляется – спасение. Чудо-фильм, который определенно выведет отечественное киноискусство на новый, мировой уровень. Воз, правда, и ныне там.
Сарафанно-прессрелизное «радио» донесло до органов моего восприятия информацию, что тот самый фильм-«трактор», который вытащит бегемота российского кинематографа из трясины, снова появился.
Спасение российского кинопроизводства называется «Игра в правду».
«Это что-то сверхъестественное, — сообщали уже посмотревшие счастливчики. — После показа в Сочи зрители рыдали. Хотя — комедия».

В общем, любопытство проснулось. И ничего, что в главной роли Гоша Куценко. Возможно, исправился, стал, наконец, хорошим артистом. В этом даже была бы определенная мистика – актер, чуть ли не больше всех трудов положивший на то, чтобы помочь нашему кинопрому увязнуть в затхлом болоте, сейчас поднатужится — и искупит «Любовь-морковь», «Антикиллера», «Параграф 78» и все остальное.
Да и Тимур Бекмамбетов в числе продюсеров. Противоречивая, конечно, фигура. Но мало ли? Тоже ведь теоретически способен на светлые порывы.
К тому же, приманивал прокатный ярлык «18+». Это ли не показатель качества? Тем более, что в прошлом году именно под этим клеймом в прокате появилось несколько более-менее приличных российских фильмов.
Фильм представляет собой адаптированную для киноэкрана пьесу израильского драматурга Филиппа Леплуша.

Трое немолодых друзей собираются побухать. Но у хозяина жилплощади – холостяка Анатолия (Гоша Куценко) – есть сюрприз. К компании присоединится Майя – бывшая однокурсница, в которую все трое были так или иначе влюблены в лучшие годы. И вот Майя (Ирина Апексимова) появляется. И действительно есть сюрприз, есть. Не стану его раскрывать. Это самый непредсказуемый момент фильма.
Потом начинается собственно интрига: друзья обещают говорить только правду. Ну, и выясняется кое-что умеренно скандальное.
Драматургическая основа скорее добротна, чем хороша. Да, эмоциональный сок из каждой коллизии высасывается практически досуха. Но комизм сценария происходит не из внутренней сути персонажей, а из их слов. То есть, является не естественным, следующим из логики образа, а — наносным. Да и качество многих шуток – где-то у плинтуса.

Самый смешной момент фильма: крупный план физиономии Куценко, когда его спрашивают, когда он в последний раз занимался онанизмом?
Юмором бы я, на месте создателей, не гордился. Он в чем-то сродни гэгам из фильма «О чем говорят мужчины». Это не лучшее произведение «Квартета И», но в «Игре в правду» попытки рассмешить более навязчивы, глупы и сортирны.
Нет ничего плохого, чтобы адаптировать пьесы к экрану. Это мощная кинотрадиция. Вспомним «Оскара» с Де Фюнесом, или пьесы Григория Горина в адаптации Марка Захарова.
Но пьеса на экране – палка о двух концах. Если у актеров хватит харизмы, чтобы превратить камерный, статичный фильм в увлекательное зрелище, то и смотреться он будет на одном дыхании. В противном случае зрелище грозит обернуться невероятной нудятиной.
К сожалению, «Игра в правду» все же ближе ко второму полюсу. И не режиссер со сценаристами тому виной. Просто у артистов не хватило харизмы.

Гоша Куценко играет теми же самыми картами, что и примерно в пятидесяти предыдущих фильмах со своим участием. Вот надменный профиль, вот сочувственный взгляд, вот глаза на влажном месте. Никаких прорывов, никакой эволюции, ничего сверхъестественного. Попытка рассмешить, попытка разжалобить. Не получилось, и черт с ним.
Константин Юшкевич и Дмитрий Марьянов оказались в меру хороши, как мимы. На протяжении фильма разыгрывают несколько олигофренических пантомим. Как ни странно, это – лучшие моменты «Игры в правду».
Ирина Апексимова, наверное, лучше всех. Сидит с ровной спинкой, изящна, обаятельна.

Концовка – слезоточива. Но не так, как, допустим, в «Амели», где слезы зрителя являют собой сладкий катарсис действа. Плакать, оказывается, надо в финале этой унылой коммунально-туалетной буффонады, когда запас шуточек героев иссяк, и можно перевести дух. Но тут вам начинают (в переносном, конечно, смысле) тереть глаза луковицей и говорить: «Рыдай давай, ну!»
Хотя, может быть, я пристрастен и сноблив. Зрители на пресс-показе, организованном сетью кинотеатров «Монитор» и Киноцентром на «Красной площади», хохотали. Особенно какая-то девушка четырьмя-пятью рядами далее. Она просто безобразно, с привзвизгиваниями, ржала и раздражала даже сильнее Гоши Куценко.
Наиболее адекватно оценить «Игру в правду» способны, наверное, тетеньки возраста «40+». Это на них рассчитано все немудрящее экранное действо. Они могут и похохотать, и расплакаться в финале. Бальзаковские дамы – благодарная и непритязательная часть населения. К тому же платежеспособная. На этих милых женщинах годами паразитируют Витас, Ваенга и Стас Михайлов.

А продюсер Бекмамбетов решил привлечь милых дам в кинозалы. Потому что заигрывать с подростками нет смысла. Вложишь миллионы, а они – скачают. Да и с Голливудом конкурировать глупо.
Здесь же вложены копейки. Декорация – одна на весь фильм, натура – тоже, спецэффектов нет. Отобьется по-любому.
Но, приличия ради, скажу, что натурная декорация – очень красивая. Она представляет собой дворик, подобных которому много в окрестностях улицы Красная. За это, конечно, респект.
Оценка: без клубков.
Лев Рыжков
- 2525
- AnnaChervyakova
Только зачем Вы так о тётеньках «40+»? Тоже грешите обобщениями по типу «все мужики сволочи и все бабы дуры»? :( Не все, ей-богу, не все. :) Да и с «бальзаковскими дамам» нынче частенько неточность получается. Термин-то как раз для тех, кому до 40". :)
А вот Михайлов — чудовище, несомненно. Но дамы любят плохишей))
У него типаж, по-моему, задушевный суровый альфонс. Кто-то ведь и тает.
Но все люди — разные))
Но Мэнсон — он хоть от души шарашит. А Михайлов — сугубо коммерческий гадостный расчет. Это гомункулус продюсерского цинизма.
Хорошо, что вы его не любите.
Но и тех, кто любит, я тоже понять могу. Эти милые тё… то есть, дамы в свое время вышли замуж от некоей безысходности. А сейчас «услаждают» музыкальный вкус — тоже, чем придется.
Михайлов — это феномен женского российского мазохизма))