Последний раз редактировалось
«Сталинград»: высокотехнологичная 3D-клюква

Это, наверное, хорошо, что в России есть амбициозные кинопроекты. Вот бедные европейские киношники пробуют уложиться в копеечные суммы. Но то ли дело мы, Россия! Пусть Голливуд пока не догнали, но свой 3D-IMAX-блокбастер у нас уже есть. Называется он… Правильно, «Сталинград». Снял его Федор Бондарчук – большой и официально признанный мастер. Соответственно, бюджет был тоже нешутейным. Одни декорации, как сообщает пресс-релиз, стоят $ 4 миллиона.
Я отправился на IMAX-предпремьеру новой кинофеерии. Разочаровываться не хотелось. Уж сколько их было, разочарований. От души хотелось думать, что не будет бредово-пафосного коктейля, как сами знаете у кого. Что почерпнули создатели «Сталинграда» чувств, эмоций и патриотического накала у лучших образцов советского военного кинематографа. И что получился фильм, который действительно не стыдно показывать оскаровским академикам. А не пафосный какой-нибудь трэш-кадавр.

Но уже на старте картины, на самых вступительных титрах происходит что-то непонятное. Зачем-то нам показывают живописные обломки Фукусимы, грязный японский флаг. По обломкам мчится внедорожник с эмблемой МЧС. Седовласый российский спасатель обнаруживает под одним из завалом немецкую туристку и на классическом хох-дойче начинает рассказывать ей в рацию о Сталинградской битве.
Причем здесь Фукусима, так до конца и не понятно. Впрочем, оставалась светлая надежда, что лимит бреда создатели уже выработали, что дальше будет ровный, хороший и правильный военный фильм.

Но не тут-то было. Вот представьте. Стоит на какой-то горе красивый такой немец с крупной челюстью в чистеньком мундире, смотрит на горящий город. Я, грешным делом, думал – это сам Паулюс. Но нет – всего лишь капитан вермахта Кан. Вдруг он смотрит на Волгу, а что там? А там советские солдаты на лодках переправляются. Тут возле капитана возникает фельдфебель. «Немедленно сообщите в штаб! Русские плывут!» — говорит ему капитан. «Но как же я сообщу, ведь у нас нет связи!» — возражает фельдфебель. Возражает, представьте себе. Но потом, с минуту поломавшись, бежит выполнять поручение.
Но капитан понимает, что нельзя доверять нерасторопному и толстому фельдфебелю и мчится к какому-то рычагу – взрывать все (!) запасы немецкого топлива, чтобы, значит, сжечь наступающих советских варваров. Запасы топлива по воле авторов – как раз на нейтральной полосе, между молотом и наковальней. Наверное, чтобы взорвались быстрее. Они и грохают. Красиво так. И советские солдаты бегут, все в огне. Сцена эффектная и красивая. Может быть, и символичная. Но какая-то нелепо-жестокая. Да и не было всего этого на самом деле.

Я – не поклонник буквоедства, но нелепости в «Сталинграде» бросаются прямо в глаза. Вот снайпер. Он не прячется среди развалин, не караулит часами мишени. Он – прямо с остальными бойцами — вальяжно полеживает. Один раз даже с девушкой. Голову не боится высовывать и во весь рост вставать.
В сумерках советские солдаты — защитники осажденного дома – по приказу командира идут спать. Караул не выставляют. Окопались они, если что, на третьем этаже. К финалу фильма фашисты сообразили туда пальнуть из пушки.

Фашисты, если что, вообще невероятные. То, что тугодумы, это еще ладно. Но вот с дисциплиной у них, по версии Бондарчука, творилась и вовсе катастрофа. Вот очень похожий на Луи де Фюнеса немецкий полковник приказывает капитану: «Идите и возьмите этот дом!» Но капитан ломается, не хочет. А еще он спорит с полковником, когда тот решается на убийство сталинградских евреев. В общем, как эти фашисты так далеко с такой дисциплиной дошли – не ясно.
И ничего, что единственная пушка защитников дома стреляет буквой «Г». Им можно ни о чем не волноваться, потому что фашистский капитан с футбольной фамилией Кан с головой falling in love в местную девушку, похожую на его жену.

В общем, ребята, «Сталинград», по-хорошему говоря, сделаны по тому же лекалу, что и «УС-2» Никиты Михалкова. Пафосная небывальщина и апофеоз патриотического трэша. Компиляция задорных нелепостей, к исторической правде имеющих самое дальнее отношение.
Обычно в военных фильмах любовь остается за кадром и мелькает лишь во флэш-беках. Но не то Бондарчук! Для того, чтобы привлечь в кинотеатры девочек и тетенек, любовных линий аж две. И прямо в окопах, а зачем мелочиться? Одна девушка (Мария Смольникова) любит сразу пятерых наших солдат. Вот только не надо грязи, не плотски. А другую (в исполнении Яны Студилиной) домогается нацистский капитан. И девушка его всю дорогу ненавидит.

Фильм скуп на актерскую игру. Герои никак не меняются. Словно маски на лица натянули. У Томаса Кречмана (собственно капитана) глаза перманентно на мокром месте, а на лице – страдание. А бедную Студилину вообще жалко. Девушка очень красивая, но весь фильм должна была изображать ровно одну эмоцию – страх. Лишь под занавес позволили слабо улыбнуться. Собственно, не герои, а функции. Моноэмоциональные человечки, картонные герои, хотя вроде в 3D.
Но в то же время, отдадим должное, спецэффекты необыкновенно хороши. Панорамы впечатляющи. Руины воссозданы невероятно достоверно и убедительно. С батальными сценами похуже. Их совсем не много. Они – да, впечатляют. Но во всех побеждают наши.
В общем, ребята, перед нами высокотехнологичная 3D-клюква. No surprises.

Хотя один сюрприз есть. Когда на финальных титрах Земфира поет балладу Цоя. Зачем? Почему? Вопросы-вопросы…
Один клубок
Лев Рыжков
- 4096
- dasha
… сразу вспомнился «Спасти рядового....» где вместо аутентичных Цундаппов и БМВ ездят Уралы М-63 модели 65 года. фильмы про войну интересно смотреть и подсчитывать ляпы, которыми кормят среднестатистического киномана.
Я думала, может сын «дотянется» до уровня отца (я про Бондарчуков), и тоже снимет нечто великое. Но раз ещё и промелькнуло сравнение с УС-2 — точно не пойду. И оскара не дам )))
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии