«Пятая власть» обрастает заячьими ушами



Чтобы было понятно, вот представьте, что у нас сняли вдруг полномасштабный байопик про Навального. Ажиотаж, конечно, возник бы тот еще. Ломались бы копья. Летели бы слюни и растрачивались эмоции. Накал полемики зашкаливал бы.

Но, понятно, что быть такого не может. На байопик могут рассчитывать разве что герои вчерашних дней и за свои деньги (не будем уж тыкать пальцем).

А вот у «них» — пожалуйста. Интересуется народ интернет-журналистом и скандально известным основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем и его разоблачениями — так вот вам и фильм про него. Притом, на минуточку, снимал картину не последний, скажем так, человек в Голливуде со смешным именем Билл Кондон, в резюме которого пара крайних «Сумерек».



На предпремьеру в Москве собрался полный зал кинокритиков. Интерес в общем-то понятен. Вот, например, было любопытно узнать, где, по мнению тамошних киношников, пролегают рамки дозволенного? И до какого предела творческая богема демократического мира может (назовем уж вещи своими именами) гадить на голову начальству? Потому что тема Ассанджа для властьимущих загнивающего Запада неприятна. И замес серьезный – людей (героев фильма) на 35 лет сажают. Это в чем-то даже покруче Pussy Riot и «болотных» процессов.

Или, может, байопик этот – заказуха из Белого Дома, призванная очернить и изгваздать? Тем более, что сам Ассанж не сказать, чтобы горячо приветствовал съемки фильма о себе любимом.

Предполагать можно что угодно, но легче посмотреть и составить свое мнение.



«Пятая власть» — не сказать, чтобы безумно увлекательный фильм. Понятно, что никаких погонь, перестрелок и крутых парней в обыденном понимании нет. Но в то же время из будней парней с лэптопами и в непарных носках выжат самый предельный максимум драматургии. Прикручены деликатные, не хамские спецэффекты.

Но кое-кто из кинокритиков ломался. Вставали, уходили. Будем думать, утомляют мозговое вещество все эти прокси-серверы, анонимайзеры и «файнал каты». То есть делаем вывод – тяжеловат фильм.



Но как по мне, вполне интересен. Ничем не хуже финчеровской «Социальной сети», да и снят в похожей стилистике.

Образ Ассанжа воплотил Бенедикт Камбербетч. Видеть его можно было в роли Шерлока Холмса в недавнем британском сериале. Даже с седой шевелюрой Камбербетч не сказать, чтобы был сильно похож на постояльца эквадорского посольства. Но как актер он, конечно, доставляет преизрядно. Ассанж в воплощении Камбербетча — фигура безусловно романтичная. Этакий Мельмот-скиталец. Могло получиться и посмешище. Но нет. Образ убедительный, харизматичный, мрачно-суровый. И пусть у Ассанжа, как говорится в фильме, попахивают носки, но некоего готичного очарования у его персонажа не отнять.



Первые две трети фильма Ассанж – сущий зайка. Идеалист, романтик, честняга-парень, бессребреник и фанатик. Финальную треть – фактически чудовище. Переход от плюса к минусу – исключительно ловкий, на уровне трюка. Равно как и обратный маневр: ибо к финалу демонический образ Ассанжа снова незримо, но ощутимо обрастает заячьими ушами.

Главный герой – однако не сам Ассанж, а его соратник и долгое время правая рука – немецкий хакер Даниэль Берг, по чьим мемуарам, собственно, фильм и сделан. Берга играет очень колоритный артист Даниэль Брюль. Знать это дарование германо-испанских кровей мы можем по «Бесславным ублюдкам», где Брюль сыграл одного из самых утонченных и улыбчивых нацистских мерзавцев.



В «Пятой власти» он воплощает образ стеснительного сисадмина – с бородой и пузиком. Играет неярко, словно тоже стесняясь, словно тень блистательного Камбербетча. Казалось бы, что хорошего. Но, пожалуй, сыграть неярко в интересах команды – это искусство и достойно уважения.

Любовные линии нечеткие, пунктирные. Про шашни Ассанжа с двумя шведками – вообще ничего нет. Ассанж – как странствующий монах. Полнейшее самоотречение, аскетизм. Правда, в ночном клубе Рейкьявика таки отплясывает.



И вот, резюмируя, не знаю я, что посмотрел. То ли бунтарский фильм с коммерческим потенциалом, а то ли все-таки утонченному промыванию мозгов подвергся. Ассанж остался симпатичен, этакий невольник чести. Но кое-какие неприглядности тоже о нем промелькнули.

В финале фильма, впрочем, устами Ассанжа утверждается, что показанное – ни в коем случае не является правдой. Что там было на самом деле никто не скажет, ибо история еще горяча и таит много закавык.

Два клубка


Лев Рыжков

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.