Обзор "Докторов" классической эпохи



23 ноября исполняется 50 лет самому долгоиграющему научно-фантастическому сериалу в истории телевидения — «Доктору Кто». Впервые он вышел в эфир на канале BBC 23 ноября 1963 года.

Изначально сериал предназначался исключительно для детей и задумывался как научно-популярная передача по истории и астрономии. Однако почти сразу же стало ясно, что программа в заданный формат не вписывается: приключения и герои очень быстро стали перетягивать одеяло на себя. Со временем смотреть ее стали не только дети, но и взрослые, выросшие на этом сериале, а потом и миллионы фанатов во всем мире, в английский же язык прочно вошло выражение «behind the sofa» («за диваном»), описывающее человека, которому очень страшно (так что нужно спрятаться), но так интересно, что уйти невозможно.

«Кто» в названии сериала — это не имя, это вопрос. Главного героя зовут Доктор, а так как обычно после этого следует еще и фамилия (доктор Уотсон, доктор Хаус, доктор Айболит), то ошарашенные люди задают резонный вопрос: «Доктор кто?» Можно это перевести и как «Какой Доктор?» или «Что еще за Доктор?».

Так вот, главный герой сериала, который называет себя Доктором — это инопланетянин из древнейшей во Вселенной расы Повелителей Времени. Он путешествует по времени и пространству на своем корабле «Тардис», который выглядит как синяя полицейская будка и изнутри больше, чем снаружи. Компанию ему составляют самые разнообразные спутники, а хобби у него — влипать в неприятности и спасать себя, друзей, знакомых, незнакомых, планеты и даже целые вселенные. В общем, скучать ему решительно некогда.

Одной из особенностей сериала, во многом обеспечившей ему такую долгую жизнь, является идея регенерации: умиряя, Доктор перерождается в совершенно новую личность с другой внешностью и характером, но теми же воспоминаниями (и, соответственно, на смену старому актеру приходит новый, давая новый толчок всему сериалу).

Так как с новыми (начиная с девятого) воплощениями Доктора многие знакомы, я расскажу о классическом, или старом сериале — и, соответственно, о первых восьми воплощениях Доктора и о том, как менялся со временем образ главного героя и сам сериал. (К сожалению, рамки статьи не дают охватить все одиннадцать инкарнаций.)

Первый Доктор — Уильям Хартнелл (1963-1966)

Иллюстрация — Andy Lambert

Первый Доктор был дедушкой, причем и в прямом, и в переносном смысле: он был стар, и у него была внучка Сьюзен. Выглядел он как викторианский джентльмен, был сухощав, подтянут и, хотя производил впечатление «божьего одуванчика», отличался завидной крепостью и выносливостью.

Первый Доктор был не слишком приятным типом: самовлюбленным, раздражительным, властным, а иногда и жестоким. Он свысока глядел на окружающих и отпускал саркастичные замечания об их наивности и примитивности, при этом сам отнюдь не блистал умом и сообразительностью.

Истинными героями эпохи этого Доктора стали его первые спутники — Йен и Барбара, учителя в школе, где училась Сьюзен. Однажды они решили выяснить, где она живет, забрели в «Тардис», а вернуться в родной 1963 год смогли уже не скоро. Они принимали самое активное участие в приключениях, были смелы, сообразительны и сострадательны — и по сути, именно они учили Доктора человечности. Постепенно за докторской едкостью и ворчливостью становятся заметны чувство юмора и искренняя забота; желание спрятаться за спины спутников у Доктора возникает всё реже, а авантюрная жилка у него была с самого начала, иначе он и не угнал бы «Тардис».

Иллюстрация — Полина Скурихина

Можно сказать, что Первый Доктор по уровню своего развития — это мальчишка-подросток. Он стремился выглядеть солидно (потому старец), но для истинной солидности у него не хватало жизненного опыта.

Регенерация: Первый был единственным Доктором, который умер своей смертью, от старости.

Второй Доктор — Патрик Троутон (1966-1969)

Иллюстрация — Andy Lambert

Второй Доктор мыл маленьким суетливым человечком со стрижкой под битлов, который смешно бегал, много кричал и вообще часто вел себя по-дурацки. Однако за инфантильным поведением часто скрывались хитроумные планы победы над врагами. Впрочем, смешно бегать и много кричать ему искренне нравилось.

Патрик Троутон блестяще решил очень сложную задачу: представить совершенно нового героя, который, тем не менее, сохраняет основные характеристики личности своего предыдущего воплощения. Дедушку Уильяма Хартнелла Троутон превратил в «космического бродягу», человечка, чем-то напоминающего героев Чарли Чаплина: доброго, уязвимого, прекрасно смотрящегося и в комедии, и в высокой драме. Во многом он стал источником вдохновения и образцом для подражания для последующих воплощений.

Иллюстрация - Полина Скурихина

По отношению к своим спутникам Доктор впервые начинает выступать по-отечески заботливо и ответственно. Надо сказать, что и спутники у него были хороши. Особенно запоминающимися были Зои (девушка-гений из будущего) и Джейми (шотландский горец из 18 века).

Регенерация: Доктор был пойман Повелителями Времени и приговорен к принудительной регенерации за неоднократное нарушение законов времени (т.е., по сути, казнен). Спутникам Доктора, Джейми и Зои, стерли память.

Третий Доктор — Джон Пертви (1970-1974)

Иллюстрация — Andy Lambert

Третий Доктор был сослан на Землю в бессрочную ссылку. «Тардис» его была сломана, а починить ее он не мог, так как знания об этом у него были стерты. Однако попыток он не оставлял, из-за чего сам себя и назвал «галактическим йо-йо»: после каждой неудачи он вновь оказывался на Земле. Впрочем, было чем себя занять ему и там: он служил научным консультантом в ЮНИТ, пришельцы и разного рода аномалии сыпались как из рога изобилия, да еще и объявился «закадычный враг» Мастер. В общем, скучать было некогда.

Третий Доктор выглядел пожилым человеком и носил бархатные пиджаки различных цветов (да, сериал со времен Джона Пертви стал цветным), рубашки с кружевными жабо и пышные галстуки-бабочки, а также пальто с пелериной. Короче говоря, он был пижон. Третий обожал всякие гаджеты, а больше всего — разные средства передвижения (одноместный вертолет, одноместный катер на воздушной подушке, старинная машина по имени «Бесси»).

Третий был человеком действия, героем в духе семидесятых: он знал и любил применять методы борьбы, драться на шпагах; он всегда куда-то мчался с видом авторитетным и властным, по-юношески при этом захлебываясь предвкушением приключения. Он свысока относился к людям в целом — и душевно в частности; у него были твердые моральные принципы, но при необходимости он спокойно применял грубую физическую силу.

Иллюстрация — Полина Скурихина

Его спутники — это три женщины: Лиз Шоу — доктор наук, ученая, специалист по ядерной физике; Джо Грант — милая девушка, любительница приключений; Сара Джейн Смит — журналистка, феминистка, активистка и просто красавица. А также Бригадир — он видел почти все воплощения Доктора, один из самых долгоиграющих спутников, который тем не менее никогда не путешествовал с ним в «Тардис».

Регенерация: погиб в борьбе с гигантскими радиоактивными пауками (передоз радиации).

Четвертый Доктор — Том Бейкер (1975-1981)

Иллюстрация — Andy Lambert

Четвертый Доктор до появления Десятого был самым узнаваемым из всех, причем даже теми, кто никогда не смотрел сериал. Безумные глаза навыкате, безумная улыбка в тридцать два зуба, безумная кудрявая шевелюра, на которую нахлобучена потертая шляпа, полосатый вязаный шарф — для большинства людей Доктор ассоциировался именно с Томом Бейкером. К тому же он впервые выбрался за границы Англии: сериал начали транслировать в Америке и Австралии.

Четвертый Доктор — гражданин Вселенной. Он отовсюду и ниоткуда, человек свободный и счастливый. Он эксцентричен, но не потому, что хочет «выпендриться», просто это естественно для него, он «не отсюда». В нем очень отчетливо чувствуется что-то чужое, инопланетное — и в то же время этот харизматик улыбается как мальчишка, у которого в жизни случилось что-то невообразимо хорошее. Он непостижим. И в нем живет вера в то, что с ним ничего плохого случиться просто не может. Как бы плохо ни складывались обстоятельства, Четвертый не признаёт их власти над собой.

Иллюстрация — Полина Скурихина

Четвертому повезло и со спутниками: Сара Джейн, доставшаяся ему от Третьего, потом дикарка Лила, носившая набедренную повязку и кинжал, потом Повелительница Времени Романа в двух своих воплощениях.

Эти годы до сих пор считаются «золотой эпохой Доктора Кто», а Четвертый остается для очень многих самым любимым из всех.

Регенерация: Четвертый Доктор умер, упав с огромного радиотелескопа, откуда его сбросил заклятый друг Мастер.

Пятый Доктор — Питер Дэвисон (1982-1984)

Иллюстрация — Andy Lambert

Пятый Доктор, которого сыграл 29-летний Питер Дэвисон (долгое время он был самым молодым Доктором, пока его не обошел 26-летний Мэтт Смит), — самый уравновешенный и приятный в общении. В нем не наблюдается безумных скачков настроения и странных привычек. Самое странное у него — это необъяснимое пристрастие к крикету и обычай носить свежий сельдерей в лацкане пиджака. Пятый очень миловиден, мягок, сострадателен, миролюбив и до тошноты вежлив (иногда, правда, вежливость пропитывается ядом).

Его спутниками были математический подросток-гений Адрик, стюардесса Тиган, королевская дочь с погибшей планеты Нисса и странный парень Турлоу, не оставлявший попыток убить Доктора. В этой шумной семье ссорились, мирились, вместе влипали в неприятности и вместе из них выпутывались. Пятый был очень сильно привязан ко всем — но почти никогда не показывал своих эмоций.

Пятый производит странное впечатление незавершенности. Поначалу он кажется даже обыкновенным, без изюминки. Но, пожалуй, это первый Доктор, который осознал, что он может умереть насовсем.

Иллюстрация — Полина Скурихина

Регенерация: Последняя история Пятого Доктора, «Пещеры Андрозани», была и самой сильной его историей. Близкие к апокалиптическим обстоятельства, тягостная атмосфера. На фоне перебивших друг друга гнусных личностей и гибнущей планеты Пятый жертвует собой, спасая свою спутницу, Пери. Пару лет назад эта история по результатам опроса была признана лучшей из всех историй классического «Доктора».

Шестой Доктор — Колин Бейкер (1984-1986)

Иллюстрация — Andy Lambert

Шестой был Доктором, которому не повезло — с общей концепцией, со сценариями, с костюмом, наконец. После бесконфликтного и симпатичного Пятого появление Шестого было своего рода шоком. У него было не слишком располагающее лицо, костюм — «взрыв на радужной фабрике» (апофеоз безвкусицы), и к тому же он первым делом бросился душить свою только что спасенную спутницу.

Хотя, в общем-то, появление его было вполне закономерно. Возможно, умирая, Пятый думал о том, что всё могло бы повернуться иначе, будь он немного жестче и увереннее в себе — и вот, подсознание учло пожелание. У любого Доктора после регенерации бывают моменты неадекватности, помутнения рассудка и поисков нового себя, но с Шестым создатели перегнули палку. Отвращение зрителей было столь сильным и резким, что многие так и не простили этого Шестому Доктору.

Иллюстрация — Полина Скурихина

И зря. У Колина Бейкера было всё необходимое для роли обаяние, и через некоторое время стало ясно, что за его грубостью, резкостью, бесцеремонностью и непомерным самомнением скрывалась сострадательная натура: он был одним из самых добрых Докторов. Успешно это маскируя, впрочем.

Развернуться ему так и не дали: Колин Бейкер оказался также единственным из Докторов, которого «ушли»: BBC расторгло с ним контракт после двух сезонов.

Регенерация: Справедливо возмущенный Бейкер в сцене регенерации сниматься отказался, поэтому причины смерти Шестого до сих пор остаются неясны. Зрители иронически склоняются к мнению, что он поскользнулся, упал и ударился головой, от чего и скончался.

Седьмой Доктор — Сильвестр Маккой (1986-1989)

Иллюстрация — Andy Lambert

Седьмой Доктор тоже далеко не сразу нашел себя. Сначала Сильвестр Маккой был просто забавным хохмачом, показывающим фокусы. Однако с приходом новой спутницы, Эйс, Доктор словно наконец «включился». И сразу за его кривлянием стало таиться что-то еще — что-то темное, страшное, то, что лучше не будить.

Седьмой был Великим Комбинатором. И он как никто был близок к всевластию. Маленький Доктор в шляпе-панаме оказался самым опасным, самым закрытым и таинственным. Эйс, его спутница — почти полная его противоположность: порывистая, прямолинейная, отважная сорвиголова. Это был идеальный баланс, а Эйс (проблемный подросток из 1980-х, по ходу действия повзрослевшая и нашедшая себя) стала одной из лучших спутниц в сериале.

Иллюстрация — Полина Скурихина

Эпоха Седьмого Доктора отличатся какой-то галлюциногенной психоделичностью. Это был новый, очень яркий и интересный этап, и закрытие сериала именно на этом моменте следует воспринимать как иронию судьбы. Повествование осталось оборванным на полуслове, не успев деградировать и набить всем оскомину (как это случилось со «Стар Треком» в 80-е и 90-е годы), но оставив чувство незавершенности и желание вернуться.

Регенерация: Седьмой Доктор умер уже не в сериале, а в американском фильме 1996 года. «Тардис» приземлилась в криминальном районе Лос-Анжелеса. Вышедший наружу Доктор оказался в центре бандитской разборки, и его подстрелили. Впрочем, умер он не от пули, а от руки будущей спутницы, врача, которая делала ему операцию, но заблудилась в нечеловеческой физиологии.

Восьмой Доктор — Пол Макганн (1996)

Иллюстрация — Andy Lambert

У Пола Макганна была самая короткая — и в то же время самая длинная жизнь в образе своего героя. Дело в том, что в экранном воплощении он появился всего раз, в кинофильме, снятом для американского телевидения. Американцы предприняли попытку реанимировать почивший сериал, но попытку неудачную. Фильм не пользовался успехом в Америке, а в Англии многих ошарашил несуразный сценарий, больше напоминавший сценарии боевиков, чем классического «Доктора».

Но Пола Макганна всё равно «посчитали». За доставшийся ему час он смог не только справиться с амнезией и спасти мир, но и создать характер своему герою. У этого Доктора был бархатный пиджак и поэтические кудри, да и сам он был романтичен и в то же время по-детски восторжен и возбудим. И он был первым Доктором, который поцеловал свою спутницу — правда, от избытка чувств и общего упоения жизнью.

Макганн оставался «текущим» Доктором 9 лет, до 2005 года, когда был возрожден сериал. У него была длинная, полная приключений жизнь, зафиксированная в так называемых аудиодрамах. Недавно они официально были признаны каноном — в семиминутном спецвыпуске, снятом к юбилею сериала и посвященном регенерации Восьмого Доктора.

Иллюстрация — Полина Скурихина

Спецвыпуск (субтитры к нему можно легко найти в интернете):


К юбилею BBC готовит и много другого. По BBC-2 будет лекция профессора Брайана Кокса о научной обоснованности сериала, а также фильм «Приключение в пространстве и времени» о том, как зарождался сериал. Уильяма Хартнелла (Первого Доктора) в нем сыграл Дэвид Брэдли (многие его знают по роли Филча в «Гарри Потере»).



На BBC-4 покажут отреставрированные самые первые четыре серии сериала.

Программа «The Culture Show» на BBC-2 посвятит сериалу выпуск «Я, ты и Доктор Кто», где расскажет о его культурном значении.

В передаче «Снова двенадцать» на детском BBC многие известные люди Британии поделятся своими воспоминаниями о том, каким был сериал в их детстве и как они его воспринимали.

Но главное — это часовой спецвыпуск, снятый к юбилею сериала, который будут показывать не только в Англии по телевидению, но и в кинотеатрах по всему миру (в Краснодаре он тоже будет идти, в «Формуле кино» в OZ Mall). Выпуск называется «День Доктора», и в нем встретятся три Доктора — Десятый, Одиннадцатый и военный Доктор-без-номера, который был между Восьмым и Девятым.



Полина Скурихина

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
ай да вкусная статья!!!
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.