Сериалы о ленинградской блокаде



К 70-летию освобождения Ленинграда от блокады телевидение — в особенности «Первый канал» — подготовило несколько проектов, и они оказались такими интересными и во многом удачными, что, думаю, о них стоит поговорить.

В основном, конечно, была масса документальных передач, однако и два мини-сериала на их фоне не потерялись.

Надо сказать, что о блокаде снимают сериалы уже не в первый раз. В 70-е годы телефильмы о ней были очень похожи на те, что снимал о Великой Отечественной Юрий Озеров: то есть по сути «Блокада» 1974-1977 годов — это военная эпопея. В 2007-м вышел уже российский сериал, посвященный блокаде, «Ленинград», который показывал жизнь осажденного города изнутри и который местами непереносимо было смотреть, так как авторы не избегали тяжелых тем, даже скорее выдвигали их в центр.



Надо заметить, что оба новых мини-сериала смогли отойти и от отстраненности стратегического «взгляда сверху», и от постоянного эмоционального шока как художественного приема, не теряя при этом сути и не забывая о трагизме происходящего. Оба для этого воспользовались приемом смены жанра: Ленинград во время блокады становится местом, где разворачиваются другие истории — шпионский детектив в одном случае и история любви в другом. Ужасных подробностей не становится от этого меньше, просто на них не фокусируется внимание — а значит, зрителю их легче пережить.



«Ладога» — четырехсерийный фильм о том, как работала Дорога Жизни зимой 1941-42 годов. Одновременно это захватывающий рассказ о поисках немецкого шпиона, так называемого «тролля», который тоже работал водителем на Ладоге и одновременно готовил диверсию: немецкое командование планировало отравить поставляемое в город продовольствие, чтобы ускорить сдачу. Третья линия повествования — это история Ольги, жительницы Ленинграда, которая эвакуировалась из города вместе с маленьким сыном. По случайности сын оказался в другом грузовике, который попал под обстрел и ушел под лед вместе со всеми, кто был в кузове. Уехать в эвакуацию после этого потерявшая ребенка мать не смогла: ей всё время чудился раздававшийся из-подо льда голос сына. Она осталась на КПП и тоже стала водителем.



Эти три сюжетных линии сплетаются, образуя очень целостное повествование. Первая серия сосредоточена в основном на Ольге, и она же сильнее всего бьет эмоционально. Смотреть ее без слез совершенно невозможно. Вместо длинной череды блокадных ужасов — один, но страшной силы эмоциональный удар. Потом рассказ сосредотачивается на самой Дороге Жизни, под конец — на истории с отравленным грузом (которая кажется мне самой большой натяжкой). Наверняка тут найдут интересное для себя и любители историй о том, как всё было, и любители детективов, однако центром, «сердцем» повествования остается Ольга и ее преодоление горя — деятельное, в работе, в спасении других, в способности найти в жизни то, ради чего стоит жить.



Скажу честно, поругать этот сериал практически не за что. В нем есть, разумеется, некоторое количество исторических ляпов и неточностей, есть и сюжетные натяжки (особенно история с мандаринами и голодными детьми, которые эти мандарины терпеливо не ели) — но это, на самом деле, мелочи. Фильм правдив, лишен квасного патриотизма, но не стремится выставить всех нквдшников подлыми гадами; люди в нем многогранны и неоднозначны, как неоднозначны и ситуации, в которые они попадают.

Замечательные актеры усиливают впечатление от истории в несколько раз. Особенно хороши Ксения Раппопорт в роли Ольги и Андрей Мерзликин в роли одного из водителей. На мой взгляд, это один из лучших фильмов о войне за последние годы.


«Линия Марты» — сериал уже не настолько удачный. Хотя идея в нем просто замечательная. Идея, позволявшая создать очень сильный, многогранный, глубокий фильм: в наши дни женщина, разводится с мужем и переезжает вместе с 14-летней дочерью на новую квартиру. Которая на самом деле далеко не новая: дом еще довоенной постройки. Под обоями они находят «письмо», которое написал живший в квартире зимой 1942 года мальчик Юра для девочки Марты. Просил передать ей, что он ее любит. За 60 лет Марту принимались искать все новые жильцы, но так и не нашли. Однако Ольга и ее дочь Наташа всё равно за это берутся, по очереди навещая всех подходящих Март.

Линия Марты — это адрес: 7 линия, где жила когда-то Марта. Одновременно это линия, которая постепенно связывает людей, помогает им найти друг друга: матери понять дочь, девочке стать немного мудрее и старше, любящим найти друг друга (историй любви здесь две: современная и «историческая», вдохновляющая и объединяющая). Это линия, которая связывает совершенно непохожих друг на друга людей, разных Март, сыгранных, кстати сказать, совершенно замечательными актрисами — Лидией Федосеевой-Шекшиной, Беатой Тышкевич, Тамарой Сёминой, Алисой Фрейндлих.



В общем, повторюсь, идея просто замечательная! Однако реализация оставляет ощущение нераскрытого потенциала.

Не все из современных актеров дотягивают до нужного уровня. Особенно этим страдает Мария Аниканова, которая играет Ольгу, мать девочки: по идее, ее героиня должна быть очень хорошим человеком, временами не способным разобраться в отношениях с дочерью — а на деле выходит какой-то недалекой дамочкой, подверженной резкой смене настроений.

Есть в повествовании и некая нравоучительность: вот, детишки, слушайте, как оно всё было-то… Дааа, плохо жили крестьяне при царе…

Блокадные сцены выглядят для меня крайне неубедительно. В основном какой-то сытостью детей, в них занятых: чувствуется, что их подробно проинструктировали, как действовать, а никакого чувства за этим нет. Одна картинка. Почему-то вместо сочувствия вызывает раздражение.



Даже обидно было: такая интересная задумка, такой мог бы быть сериал, по силе воздействия просто потрясающий, а оно как-то… всего лишь хорошо. Однако всё же его рекомендую — очень душевно, и бенефис любимых актрис тоже пропускать не стоит.

Если же вы поклонник исторической точности и желаете получать информацию, не искаженную режиссерским видением, — посмотрите документальный двухсерийный фильм «Голоса». Это рассказ о блокаде, построенный на свидетельствах детей: документах, рисунках, письмах и воспоминаниях тех, кто в годы блокады был ребенком. Самое поразительное в этом фильме — это его ровная безнадрывность. Люди рассказывают о том, что было, так спокойно, так буднично, как будто ведут речь о чем-то повседневном. И от этого тона, от этого не-нагнетания возникает ощущение какого-то эмоционального паралича: не жалость чувствуется, не сострадание, а один лишь ужас перед чудовищностью произошедшего.



Не возьмусь что-то советовать: смотреть или нет — решайте сами. Российское телевидение на этот раз приятно удивляет качеством.


Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
Ладога… очень очень трогает, иногда так глубоко, что практически пронизывает.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.