"Мастера секса": без умалчиваний и пошлости



13 июля на канале Showtime начался второй сезон сериала «Masters of sex». На русский язык название, не мудрствуя лукаво переводят как «Мастера секса», хотя, пожалуй, вернее было бы «Знатоки секса». Но так как тут еще и обыгрывается фамилия одного из главных героев – доктора Уильяма Мастерса, то осуждать переводчиков язык не поворачивается.

Сериал этот чрезвычайно примечательный, и в прошлом году был одной из лучших премьер сезона – недооцененной, на мой взгляд. Его почему-то упорно пытались сравнивать с «Безумцами» или втиснуть в рамки байопика, что в обоих случаях не вполне правильно.



Действительно, это, как и «Mad Men», ретро-драма: действие начинается в 1956-м году со всеми вытекающими приметами времени, воссозданными тщательно и весьма любовно. Однако создателей в первую очередь интересует не утонченное смакование ушедшей эпохи, а сексуальные желания и отношение к ним. Соответственно, и параллелей с днем сегодняшним гораздо больше и не обязательно в духе «вот ведь какие дремучие люди были»: многие проблемы актуальны и поныне, а сама Вирджиния Джонсон – образец женщины, которую и сейчас нечасто встретишь. Что до байопика, то реальные факты биографий Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон тут весьма вольно тасуются, переосмысляются и становятся поводом для размышлений на более общие темы.

Надо сказать, Мастерс и Джонсон не были первыми, кто избрал секс областью своих научных интересов. До них исследованиями на столь табуированную в 40-50-е годы тему занимался Альфред Кинси, который строил свои выводы на основе тщательного анкетирования. Мастерс и Джонсон пошли еще дальше, перейдя к экспериментальным данным — они смогли уговорить сотни людей принять участие в лабораторных испытаниях, где сексуальные реакции добровольцев фиксировались приборами и записывались в виде четких физиологических параметров. Во многом результаты этих исследований и подтолкнули знаменитую сексуальную революцию шестидесятых годов, перевернув многие устоявшиеся представления и стереотипы.



Собственно, действие сериала и разворачивается в мире, стоящего на пороге больших перемен, ждущего их и одновременно опасающегося. О сексе постоянно думают, но почти никогда не обсуждают вслух, а многие вопросы, которые сейчас показались бы смешными, терзают людей годами. Возможно, подробная прорисовка отношений между самыми разными людьми и нехарактерна для байопиков: обилие персонажей, каждый из которых не менее важен, чем главные герои, несколько размывает границы жанра. Однако именно благодаря многообразию выведенных в сериале интимных отношений вырисовывается достоверная картина эпохи и становится особенно ясно, как сильно исследования Мастерса и Джонсон изменили отношение к сексу. Смотреть на это захватывающе само по себе, тем более, что авторы смогли подать столь щекотливую тему не только без умалчиваний, но и без пошлости.



Сериал движется сразу в двух направлениях: это и рассказ о том, как шли исследования, какие препятствия встречались на пути, как со временем видоизменялось людское ханжество (сегодня на смену умалчиванию приходят законы о цензуре в интернете и о защите детей от вредной информации), и история отношений главных героев. Не секрет, что в 1971-м году Мастерс и Джонсон поженились, так что в какой-то мере это любовная история – однако это не бросается в глаза. Прежде всего потому, что это лишь одна из многих развивающихся параллельно нитей сюжета. Однако дело еще и в том, что это не банальный роман женатого мужчины, влюбившегося в свою секретаршу – это скорее взаимное чувство, возникшее из одинаково страстной увлеченности наукой. Вирджиния Джонсон смогла при этом найти себя, а Билл Мастерс нашел не только незаменимую помощницу и соратника, но и олицетворение той женщины, которую он мечтал в итоге создать своими исследованиями.



Майкл Шин в роли Билла Мастерса совершенно прекрасен. Ему удается сочетать в своем герое малосочетаемое: одержимость своим делом, доходящую до полного игнорирования других людей – с душевными порывами, демонстрирующими широту души; замкнутость и неспособность вслух говорить о своих чувствах – с моментами страшного душевного напряжения, ломающими барьеры. У кого-то другого, наверное, Мастерс внушал бы только неприязнь – у Майкла Шина он внушает симпатию и уважение.

Не менее прекрасна и Лиззи Каплан в роли Вирджинии. По сути, она становится центром всего сериала, некой точкой притяжения, к которой стремится и действие, и окружающие ее люди. Даже не знаю, было ли так задумано, или это заслуга актрисы. В любом случае, это одно из лучших воплощений феминистских чаяний из тех, что мне встречались.


Пожалуй, сюжетным коллизиям сериала не хватает тонкости, а отношениям – нюансов и полутонов, однако это компенсируется вкусом создателей. Да и актерский состав не подкачал. В конце концов, сериал просто интересно смотреть, независимо от того, что вы хотите в нем увидеть: любовную историю, семейную драму, что-то в стиле ретро или рассказ об изучении человеческой сексуальности. Все это тут есть, плюс какое-то неуловимое обаяние, которое не дает забросить просмотр.

Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Tenar30
  • написано
Эммм… «Не мудрствуя лукаво» — это фразеологизм, который означает «просто, без затей, не долго думая». Его не нужно разбивать запятой. :) Вы уж исправьте, ладно? :)
  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Исправили. Спасибо!
  • avatar
  • prozak
  • написано
13-го Секс, 14-го Рэй Донован долгожданный, 15-го Штамм мастера Г. дель Торо. Жизнь кипит )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.