Два сериала о конце эпохи



Сто лет назад, 28 июля 1914 года, началась Первая Мировая война. Тогда она, правда, называлась Великой (а в Британии так до сих пор и называется — The Great War). Итогом ее стало падение четырех империй, гибель более 20 миллионов человек, крушение традиционных систем ценностей в самых разных странах; она дала толчок и революции в России, и еще более страшной войне — Второй Мировой.

При этом для многих из основных стран-участниц война эта оказалась «забытой». В России ее затмила революция и последовавшая гражданская война, да и советская идеология не давала освещать в положительных тонах героев войны, которые потом в большинстве своем оказались в белом движении. О последних двух годах развала и деградации в армии вообще предпочитали стыдливо умалчивать. В Германии же о войне мешала вспоминать победная идеология Третьего Рейха, а потом ужас нации от содеянного при нацизме затмил уже притупившуюся боль от ран Первой Мировой.



Хорошо помнят войну во Франции и Великобритании: там она, пожалуй, по важности даже перевешивает Вторую Мировую. Однако пишут и снимают на эту тему больше всего именно в Британии: процентов 80 всего снятого о Great War сделано именно там (или совместно с американцами). Видимо, потому, что стыд не мешает, а исторический момент для нации был переломным.

Поэтому один из двух выбранных мной для обзора сериалов, разумеется, британский. Другой же — русский, и, сдается мне, чуть ли не единственный у нас на эту тему (из современных так точно один). Вот с него и начнем.

Гибель империи

Этот десятисерийный фильм был показан на канале «Россия 1» в апреле 2005 года, и, на мой взгляд, это лучшее, что снял Владимир Хотиненко. В основу легли детективно-шпионские истории о деятельности русской контрразведки: каждая серия — это отдельный рассказ. Действие первого происходит в июне 1914 года, за месяц до начала войны, последний же заканчивается в день подписания мира, 11 ноября 1918 года. Сквозные персонажи и главные герои — капитан контрразведки Сергей Костин (Александр Балуев) и профессор права, а потом капитан армейской разведки Александр Нестеровский (Сергей Маковецкий). По ходу дела детективные истории становятся какими-то необязательными на фоне происходящих событий, хотя именно они и составляют костяк сюжета. Но главное всё же не костяк, а «мясо»: масса персонажей, и реальных исторических, и выдуманных, сыгранных лучшими современными актерами. Особенно хороши Владислав Галкин в роли Никитина и Дмитрий Певцов в роли генерала Духонина.



Кажется, это был первый раз, когда события на экране были показаны не с точки зрения большевиков или Красной армии, а со стороны обратной — русского офицерства, позже составившего белое движение. Эта точка зрения выражена совершенно отчетливо, но без пафоса и перегибов, без истеричных всхлипываний и без идеализации. Нет-нет, да вставит режиссер шпильку: не просто так в России сдвиги начались, меняли же столетиями деревни на собак, да и в общем озверении никто с чистыми руками не остался.

Надо сказать, первые две серии я считаю весьма слабыми. Слишком в них много исторической ностальгии и пряничности, какой-то лубочной наигранности. Но потом что-то сдвигается — и в фильме появляется и глубина, и трагизм, и художественная правда. Словно режиссер настолько вошел в исторические воды, что его подхватило и понесло могучей волной, и течение само уже задавало и тон повествования, и изобразительные средства. И отдельные огрехи при этом становятся не так уж важны, будь то прямолинейность психологических характеристик или игра некоторых актеров (Мария Миронова мне, скажем, тут не нравится, очень уж старается что-то утонченное изобразить).



Незамысловатость детективных историй не раздражает в этом потоке истории. Режиссер не ищет виноватых, а старается передать ощущение трагического излома эпохи. Потому в стиле много пророческого символизма, а основную смысловую нагрузку несут на себе не сюжетные перипетии, а визуальные образы, выхваченные из потока жизни фрагменты: бегущие из города крысы, медленно плывущие подлодки, толпа народа перед Зимним, поющая «Боже, царя храни», летящие с небес разящие стрелы, мальчик с петрушкой у занесенного снегом окна, ярко-красные революционные банты на серых шинелях.



Даже сами начало и конец сериала символично-образны. Идет по лесу простая деревенская девушка в рубахе и с косой до пояса и ищет пропажу: «Гребень обронила, барин. Дай гребешок косу расчесать». Не было у барина гребня и осталась Русь без оберега, защищающего от зла и всякой нечисти. И вот в конце снова видит «барин» эту девушку, запаршивевшую, изболевшуюся, не сохранившую косы — красоты своей главной и магической силы. Но всё же не сгинувшую навовсе, нет.

Мне кажется, именно в этом основная удача Хотиненко, хотя и персонажи, и актеры, их сыгравшие, очень хороши. Особенно прекрасна семейная пара Нестеровских (Маковецкий и Чулпан Хаматова), которая навевает неизбежные ассоциации с булгаковской «Белой гвардией».

Отдельно стоит отметить музыку, написанную Алексеем Айги: она прекрасно подчеркивает неотвратимую монотонную поступь Истории. Без нее сериал бы очень многое потерял.

«Гибель империи» — одна и немногочисленных удач российского телевидения за последние годы (хоть и не без огрех), с прекрасным актерским составом и попыткой найти героев, остающихся людьми чести при любых обстоятельствах; фильм о великой трагедии, где отдельные картинки складываются в обширную панораму.


Конец парада (Parade’s End)

Нельзя сказать, что это британский взгляд на Первую Мировую в целом — но это, без сомнения, еще один рассказ о том, как война стала своеобразным рубежом между двумя мирами, как она разрушила и обесценила то, что составляло смысл жизни.

Этот сериал — экранизация тетралогии английского писателя Форда Мэдокса Форда «Конец парада», на русский язык, к сожалению, не переведенной. Форду, одному из крупнейших британских авторов 20-го века, в этом отношении не повезло. Адаптацию романа для телевидения сделал выдающийся драматург Том Стоппард и ему блестяще удалось перевести модернистскую структуру романа в кинематографические образы.



Внешне сюжетная канва выглядит довольно мелодраматично, в духе «Аббатства Даунтон», однако впечатление это обманчиво: и книга, и сериал в разы глубже и в психологическом плане, и в символическом.

Итак, в центре довольно странная семейная пара — Кристофер и Сильвия Тидженс. Он — большой, грузный, неуклюжий увалень с огромными руками, она — писаная красавица; он — умница, образцовый джентльмен и убежденный консерватор, живущий в современном развращенном мире по устаревшим моральным законам, она — образец эгоистичной и распутной аристократки, решающей свои проблемы посредством манипуляций другими людьми. Его возмущает зло современного мира — вседозволенность, нечестность и ошибки в Британской энциклопедии, и он борется с этим, как умеет. Ее возмущает его ум и непробиваемая нравственность, то, что с ним она чувствует себя неполноценной.



Она делает ему за это больно — а он ее не обвиняет и даже смеет понимать ее точку зрения! И что еще хуже: он отбил ей охоту водиться с пустоголовыми красавцами, ей теперь с ними скучно. И это тоже его вина. Это бесит ее невыразимо, настолько, что она влюбляется в него — влюбляется любовью эгоистичной, желанием подчинить, опустить до своего уровня, заставить его сорваться, вытрясти из него эмоциональный отклик. Их отношения — это сексуальное влечение двух разнонаправленных людей, разных во всем, один из которых мучает, а другой стойко переносит мучения.

Тут положение осложняется появлением юной суфражистки Валентины Уонноп. Это невинное создание — противоположность Сильвии. Наивность и идеалистичность в ней сочетаются с умом и твердостью в отстаивании своих убеждений. Ей не только интересно говорить с Кристофером — она может ему возражать по существу. Разумеется, они влюбляются друг в друга, совершенно без надежды на счастье.



А потом начинается война. И она постепенно ломает не только всё хорошее и светлое, что было в этом мире, не только помогает вылезти на свет всему гадкому и гнусному, что сидит в людях — она разрушает и старые представления. То, что когда-то было важным, теряет свою ценность на фоне бесчисленных смертей, мировых катаклизмов и крушения старого мира. Она кладет конец «параду» — фасаду, за которым живет аристократия, и за этой маской лицемерия обнаруживаются не только пороки, но и чистые человеческие чувства, которым раньше не давала расти стена социальных условностей.

Великолепный сериал, оставляющий очень глубокое впечатление. Сценарий, работа режиссера, оператора — ни к чему не придраться. Но актерская игра выше всяких похвал. Бенедикт Камбербетч в роли Тидженса фантастически некрасив и совершенно прекрасен — лучшая роль в его карьере, на мой взгляд. Роль Валентины подходит Аделаиде Клеменс необыкновенно: есть в ней нечто возвышенно-духовное. Но лучше всех Ребекка Холл в роли Сильвии: она так виртуозно играет, что многие за ее обаянием, легкостью и влюбленностью не замечают эгоизма и стервозности натуры.

Интересно, что война и сексуальная страсть в сериале не противопоставляются. Они схожи друг с другом в одинаково разрушительном воздействии на человеческое здравомыслие и способность трезво оценивать окружающее.


К сожалению, рамки статьи не позволяют поразглагольствовать дальше или перечислить еще с пяток сериалов о войне, совершенно разных по жанрам и тематике, так что прекращаю дозволенные речи. Всё же эти два сериала, при всей их несхожести, кажутся мне наиболее ярко раскрывающими тему смены эпох, катализатором которой стала Первая Мировая война.

Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Уже давно поставила жирный крест, на нашем ТВ, но теперь попробую скачать/посмотреть «Гибель империи».

И да согласна, что Тидженс это наиболее глубокая и развернутая работа Камбэрбэтча. Хотя заметить, запомнить его, как актера помог монстр Франкенштейна. Обе эти работы по актерской виртуозности равнозначны.

И все же из ваших реплик о этих сериалах получается — «европа» рассматривает грандиозные исторические события через индивидуальную судьбу. Для нас же по-прежнему это «людской поток»? В общем, посмотрю — сама увижу :-)
  • avatar
  • Tenar30
  • написано
Мне, к сожалению, не удалось впихнуть в статью всё, что хотелось сказать — всё-таки надо короче, а я и так слишком много написала. :) Дело в том, что Хотиненко фактически первым снимал о Первой Мировой, и задача у него была охватить как можно больше. Да, у него получилось куда менее глубоко и психологично, чем у британцев в «Конце парада», но у него и жанр ведь совсем другой. И тем не менее про «людской поток» говорить я всё же не стала бы: в сериале есть центральные герои, и их судьба отслеживается весьма любовно и подробно. Мало того: они в определенной степени символичны. Каждый олицетворяет один из вариантов судьбы, который ожидал русское офицерство и работников царской жандармерии: кто-то погиб во время смуты, кто-то подался в белое движение, кто-то эмигрировал, кто-то остался работать на советскую власть.
Впрочем, такого рода символизм есть и в «Конце парада». Там Кристофер, Сильвия и Валентина тоже не просто личности, но еще и символизируют. :)
Честно говоря, сериал Хотиненко мне понравился неожиданно для себя самой. Не ждала от него ничего хорошего. Поначалу и не видела ничего особо хорошего. Но потом как-то затянуло: не сюжетно, а атмосферой. Пророческий символизм там очень в лоб подается, но это не от топорности, это стилистика такая. Самое интересное, что действует. Проникаешься. :) Это даже сглаживает какие-то актерские недочеты или отдельные корявости диалогов.
  • avatar
  • Tenar30
  • написано
Да, кстати, насчет «Франкенштейна» согласна. Равны по уровню. :)
  • avatar
  • prozak
  • написано
Тем кто хочет узнать больше о забытой Первой мировой рекомендую слушать исторически-просветительский курс Андрея Свитенко на Радио Вести 100.6 FM. Невероятно увлекательно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.