«Вторжение титанов»: ощущение, что смотришь страшный сон

Сказать по правде, в планах у меня был обзор комедийных новинок лета, однако комедии в последнее время так не веселят, что даже писать о них несколько уныло. Поэтому я решила несколько отвлечься от сериальной продукции Европы и Америки и рассказать о том, что интересного за последние год-два появилось в японской сериальной анимации. Вообще-то говоря, аниме в последние годы почти ничем не радует, однако в прошлом году вышел сериал, который может быть интересен даже тем, кто на дух не переносит «японские мультики». В оригинале он называется «Shingeki no Kyojin», а в русской локализации ― «Вторжение титанов».

Действие разворачивается в мире, очень похожем на Землю: возможно, это и есть Земля, только пошедшая по пути альтернативной истории. Свернуть в совершенно другую сторону человечеству пришлось веке, наверное, в девятнадцатом ― об этом можно судить по сохранившимся технологиям и отчасти по одежде. Именно «сохранившимся», потому что никакое развитие стало невозможным после того, как почти все люди были уничтожены титанами ― непонятно откуда взявшимися гигантскими человекоподобными существами, совершенно не обладающими разумом. Причина их агрессии остается неясной: нападают они только на людей, причем своих жертв съедают, хотя не испытывают ни голода, ни жажды. У них даже нет пищеварительной системы. Причем убить их крайне сложно: тело титана способно регенерировать, даже если его разрубить на части. Уязвима только область у основания шеи: если вырубить там кусок, то титан не сможет восстановиться.

Люди, понятное дело, далеко не сразу смогли это установить, и потому ничего не смогли противопоставить вторжению. Остатки человечества укрылись в кольце, окруженном тремя 50-метровыми стенами. Постепенно придумали и способ борьбы, разработав специальную систему, которая позволяет человеку при помощи тросов и газовых ускорителей легко и быстро маневрировать на большой высоте. Однако всё это были лишь отчаянные попытки сохранить то, что еще осталось, а не отвоевать уже потерянное.
100 лет люди жили за стенами спокойно: титаны не могли за них пробраться, да и не пытались. Однако спокойствие кончилось, когда появился явно разумный титан, пробивший брешь во внешней стене. С этого момента и начинается сюжет аниме.

Борьба человечества с чудовищными монстрами ― это звучит очень знакомо. Из недавнего сразу вспоминается «Тихоокеанский рубеж». Гильермо дель Торо в свою очередь позаимствовал основные мотивы у всё той же японской анимации. Однако «Shingeki no Kyojin», пожалуй, переплюнул всех своих предшественников в степени мрачности и отчаяния. «Тихоокеанский рубеж», в общем-то, довольно оптимистичен. А «Вторжение титанов» вызывает ощущение, что смотришь страшный сон про то, как бежишь от чего-то невероятно жуткого ― и никак не можешь убежать, потому что ноги словно налились свинцом. Или словно наблюдаешь за агонией постепенно убиваемого человека. Здесь нет радостного: «Вот пришел герой, сейчас он сделает что-то крутое и всех победит!» Нет, здесь люди раз за разом терпят поражение, несут огромные потери ― но упорно продолжают бороться дальше, ползти, вставать, опять падать, и опять вставать в надежде хоть что-то когда-то изменить к лучшему.

Во многом этот сериал ― один из ярчайших примеров стремления человечества к выживанию несмотря ни на что. А жанрово — это один из лучших образцов постапокалиптики. Не той, где царит печаль и меланхолия, а той, где испытываешь реальный страх, и где действие остается самым лучшим способом этот страх в себе избыть. Вторжение здесь не веселый аттракцион со спецэффектами (как это почти всегда бывает в голливудском кино), а кошмар, который не хочется видеть ― и до критической точки эмоциональной перегрузки зритель доходит в первые 20 минут просмотра. Эффект, на который многим другим потребовалось бы множество серий. Нет у зрителя и чувства спокойствия за любимых или даже главных героев: все смертны, что сериал с успехом и доказывает не хуже «Игры престолов».
Возникает, впрочем, вполне резонный вопрос: если всё так плохо, то зачем смотреть и себя мучить? Основных причин, на мой взгляд, три.
Первая ― то, что сериал всё же не о мраке и отчаянии, а о надежде. Пусть слабой, пусть пока только призраке надежды: главное, что она есть всегда. И в этом главная сила человечества, которая позволяет ему не опускать руки и бороться дальше. Правда, тут я должна заметить, что этот сериал снимается по манге, выход которой еще не закончен, а соответственно, и первый сезон обрывается посреди повествования, но второй сезон не за горами, да и не играет это такого уж принципиального значения.

Во-вторых, тут масса интересных, разных и очень живых персонажей. Даже второстепенные не воспринимаются проходными лицами и сопереживания вызывают не меньше основных.
В-третьих, помимо экшена тут есть закрученный детективный сюжет. Причем это не явно выраженная детективная интрига, а скорее загадки в духе сериала «Lost»: разгадка одной влечет за собой возникновение двух или трех других. Правда, в отличие от «Lost», все они куда-то ведут, а не просто возникают для удержания зрительского внимания.
Ну и кроме того, тут небанальный дизайн персонажей и очень детально прорисованные фоны. Особенно прекрасно небо: некоторые кадры просто хочется вставить в рамочку и любоваться.
В общем, если вы хотите чего-то необычного, или любите постапокалиптику, или вам нравится экшен, или не хватает эмоциональной встряски ― думаю, вам стоит обратить внимание на этот сериал.
Полина Скурихина
- 3266
- st9ler
Да, сериал не шедевр. Сильно уступает многим сериалам, вышедшим лет 5-10 назад. И что из того? Моя задача — писать о новинках, а не ностальгировать по старым славным денечкам.
И вот уж что-что, а мое замечание о рисовке объективно.
Хотя аудитория первоисточника — как раз подростки. Возможно, авторы и стремились изобразить близкое им восприятие происходящего и образ мышления.
А вот нарисовано все так здорово, что пришлось досмотреть :)
Кстати, многие американские сериалы для взрослых гораздо глупее, чем японские сериалы для подростков. Проговоренные вслух/тщательно обдуманные моральные проблемы еще не показатель глупости.
Однако и это не синоним «плохо»… Видимо, собственное восприятие слишком привыкло к фильмам/книгам, где ни о какой ясности речи нет: муть, мрак, и моральные маяки — не маяки, и компас перепутал полюса. Если бы «Вторжение титанов» сделали в духе творчества Мартина, повеситься от безысходности можно было бы уже на второй серии х)
Нет, никакой наивности тут нет. Вера в людей, вера в хорошее в людях, в то, что это хорошее сильнее, чем плохое — это не наивность. Это жизненная позиция. Которая мне, кстати, греет душу. Потому и люблю аниме, что в нем есть моральный стержень. Временами очень уж сильно устаешь от всей этой «мути, мрака» и моральной неопределенности. Мне приятно думать, что мир спасет доброта, искренность, доверие к людям, способность положиться на товарища. Что они в принципе еще что-то стоят в мире. Да, конечно, в большинстве аниме это подается несколько в лоб, потому что основная аудитория — это подростки. Но с другой стороны, я всегда знаю, куда пойти за порцией веры в человечество. А уж сюжетными завихрениями или эмоциональной встряской меня обеспечат практически гарантированно — аниме никогда не боялось травмировать детишек горем или смертью, в нем частенько умирают даже главные герои.
Но справедливости ради — «Вторжение титанов» далеко не лучший образец аниме-сериала. :) Просто сильно выделяется на фоне снятого за последнее время.
Не думаю, что мысль о том, что «чтобы убить чудовище, нужно самому стать чудовищем» так уж правильно воспитывает. Не уверена, что, скажем, наши доблестные законодатели допустили бы такое в эфир наших каналов. ;)
И речь-то о том, что конкретная картина — как раз примитивна.