Новый "Хоббит": вдохновляющий на поп-корн
Собираясь в кинотеатр на очередной блокбастер с бюджетом, равным годовым торговым оборотам какой-нибудь восточно-европейской страны, я порой искренне удивляюсь тому, насколько концептуально бедными стали современные представители «элиты» большого кино. Кажется, времена Энди Уорхла с его культом материального догматизма и желанием заработать уже давно прошли, но именно в голливудском кинематографе этот творческий подход оказывается самым жизнеспособным и подсознательно любимым зрителями. Вряд ли я могу сейчас назвать первую трилогию «Властелин колец» действительно достойным первоисточника полотном, но завершившаяся в этот четверг трилогия «Хоббит» выглядит еще сумбурней и попсовей, подтверждая тезис о том, что каждое десятилетие кино продолжает трансформироваться в еще больший аттракцион со спецэфектами, забывая тем самым свои истинные цели и возможности.
Немного исковерканный сюжет первоисточника переходит в свое финальное пике. Отряд гномов, во главе с постепенно лишающимся рассудка сыном короля дворфов Торином Дубощитом, окопался в крепости на Одинокой горе, не желая отдавать залежи золота ни эльфам, ни людям, ни самому Господу Богу. В это время отряд орков совершает коварный маневр, чтобы покончить, наконец, со всеми участниками похода за сокровищами Смауга. Параллельно, в кровавой резне мудрый волшебник Гендальф продолжает находить новые подтверждения возвращения в Средиземье всего темного и ужасного — духа Саурона. Казавшаяся локальной, битва за богатства превращается в борьбу за судьбу мира.
В многомиллионном отряде толкиенистов уже несколько десятилетий ходит слух о том, каким образом Толкиену пришла в голову идея создания книги про полуросликов, эльфов и карикатурных злодеев. Мол, когда-то еще не седовласый Джон рассказывал своему сыну перед сном сказку, и, решив в очередной раз поведать ему историю о приключениях Алисы в Стране чудес, начал: «В одном мире существовала страна, в которой был огромный лес, в этом лесу была гора, в которой была нора, а в норе этой жил...». И в этот самый момент профессор осекся и произнес заветное «хоббит». Как любая легенда, такая трактовка, скорее всего, на самом деле не имеет логического права на существование, но именно она подтверждает программную идею всего творчества Толкиена — его книги это, в первую очередь, очень красивые сказки, которые навсегда остались для многих символом детской невинности, как и приключения пресловутой Алисы. И именно об этом Питер Джексон, как кажется, совсем позабыл во время работы над своим «Хоббитом».
Третью часть можно назвать чем угодно: пафосной историей о противостоянии добра и зла, любовной беллетристикой о чувствах гнома и эльфийки или притчей про нежелание человечества забыть былые распри и шкурное желание захапать себе все самые лучшие материальные блага, — но именно сказочности здесь совсем не осталось. «Битва пяти воинств» выглядит, действительно, сногсшибательно, батальные сцены с огромным перевесом бьют все то, что мы видели во «Властелине колец», но на фоне этих летящих во все стороны голов орков и мелькающих в кадре мечей и топоров абсолютно теряется сюжет и хоть какая-то попытка раскрыть образы персонажей.
Торин чуть ли не по-написанному сходит с ума, а потом тут же, словно запрограммированный робот, приходит в себя; Гендальф ограничивается раскуриванием своей пенковой трубки на полях сражений; а Бильбо перестает быть забавно-комичной частью команды и превращается в банальный сюжетный буфер, при помощи которого режиссер в редкие моменты начинает толкать историю вперед. Когда я первый раз читал «Хоббита», мне казалось, что история Бильбо, которую он украдкой показывал своему племяннику Фродо, оказалась интересна всему миру из-за своей наивности и тотального духа приключения. Если же воспринимать ее с позиции экранизации, то ничего кроме смерти, потерь, крови и прочего мрачняка, престарелому хоббиту рассказать было и ничего.
Питер Джексон, так тонко понимающий вселенную во время своей работы над «Властелином колец», окончательно ушел в поклонение визуализации и собственным творческим заслугам. Оценивая «Хоббита» как полноценное трехсерийное произведение, становится понятно, что проблема фильмов лежит намного глубже разделений маленькой книги на целых три полнометражки. Та самая магия первоисточника улетучилась даже не из-за тонны спецефектов, которые очень органично вплетаются в толкиеновские истории: просто в современных голливудских реалиях можно снять теперь только такое кино — поражающее возможностями, но разочаровывающее тебя в сухом остатке.
В семидесятые легендарные «Led Zeppelin» под впечатлением от книг профессора написали свою самую знаменитую композицию «Stairway to Heaven», назвав Толкиена одним из главных вдохновителем своего творчества. На какой акт творения может сподвигнуть нас в 2014 году «Хоббит»? Наверно, только на покупку поп-корна.
Всей трилогии в целом ставлю два клубка. За невероятную визуализацию и попытку удивить нас во второй раз. Все же, моя работа оценивать современное кино, не вдаваясь в истории о зеленой траве и высоких деревьях. В нашем веке фильм заслуживает именно этого, но пресловутую оценку временем он уже не пройдет никогда.
Денис Юрьев
- 2903
- st9ler
Ай-яй-яй, как нехорошо. Ведь истинное предназначение режиссера — точно воспроизводить экранизируемое произведение. Никакой самодеятельности, никакой отсебятины, никакой смены жанра, смены идеи, смены героев. Вот почему Тарковский со своим «Солярисом» и Миядзаки со своим «Бродячим замком» отправляются в утиль.
На какой акт творения может сподвигнуть нас в 2014 году «Хоббит»? Наверно, только на покупку поп-корна
Вот это реально смешно. Никакого представления о фанатском творчестве, не так ли? Deviantart и AO3 вам в помощь. Не все фанаты уровня Led Zeppelin, конечно — но ведь речь не об уровне, а о том, способно ли вдохновить, нет?
«пресловутую оценку временем он уже не пройдет никогда», постановил Денис Юрьев — и стало так, ибо зрит он будущее.
Уж простите за ядовитый тон, но очень уж раздражает ваша манера выдавать свое мнение за истину в последней инстанции.