«Дурные люди делают что пожелают, а люди достойные вынуждены следовать правилам»

В самом разгаре сейчас показ третьего сезона сериала «Улица Потрошителя». И хотя сериал это британский, право на его трансляцию BBC получит только в начале 2015 года. «Ripper Street» не первый пример того, как сервисы потокового мультимедиа спасают закрытые крупными телеканалами проекты, но это первый раз, когда американцы приобрели права на британскую продукцию, и это первый спасенный на счету Amazon. Ранее выпавшее из рук телекомпаний знамя подхватывал только Netflix, но в этом году Amazon активно вступил в игру, и теперь за ним числится не только очень удачный собственный проект («Transparent»), но и реанимация того, что хозяева отправили в утиль.
К сожалению, у BBC в последнее время появилась нехорошая привычка забрасывать на полдороги качественные и многообещающие сериалы с не самыми высокими рейтингами («Багряное поле» один из самых свежих тому примеров, закрытие же «Выживших» было и вовсе непростительным деянием), но продлять всяческие безделицы. Вот и «Ripper Street» попал под раздачу, и его закрытию недоуменно возмущались те же самые критики, которые не торопились с похвалой на протяжении всего второго сезона.

Но, собственно, о чем же сериал и стоит ли он продления?
Дело происходит в Лондоне времен Джека Потрошителя. Действие начинается спустя полгода после последнего убийства как раз в том самом районе, где находили его жертв — в Уайтчепеле. Однако это не рассказ о печально знаменитом преступнике и о том, как его пытались поймать. Джек Потрошитель здесь только зловещая тень, в которой приходится работать местной полиции — воплощение могучего и неуловимого зла, которое давит и мешает реально смотреть на вещи. Рука Джека чувствуется чуть ли не в каждом преступлении, что крайне негативно сказывается на еще молодой (всего 60 лет) и не вполне крепко стоящей на ногах полиции.
Одна из линий повествования как раз и посвящена становлению лондонской полиции. Однако подача этой темы лишена сравнительного подчеркивания, характерного для, скажем, «Жизни на Марсе»: мол, посмотрите, как все начиналось, как все изменилось, как было тогда и как есть теперь. Здесь нет такой ретроспективной оглядки через плечо — возможно потому, что эта тема все же не основная.
Создателей гораздо больше интересует то, как изменилось общество за прошедшие сто с лишним лет. И эту тему они исследуют досконально. Причем если в первом сезоне основной упор делался на исследовании технологического прогресса и его влияния (или, скорее, не-влияния) на поступки людей, то второй сезон самым тщательным образом рассматривал виды социального зла. И потому в поле зрения сериала попали не только строительство электрифицированного метрополитена и межконтинентальных лайнеров, создание первых фильмов, «война токов» и развитие медицины, не только заметные или характерные события эпохи вроде эпидемий холеры или крушения парохода «Принцесса Алиса», но и острые социальные конфликты — положение женщины в обществе, религиозные разногласия, проблема Ирландии и ирландцев, отношение к гомосексуалистам и людям с физическими отклонениями, появление героина, сектантов и китайских эмигрантов. По сути, сериал использует детективную форму для более полного показа эпохи не только в парадном ее виде, но и с изнанки.

Впрочем, если бы это был всего лишь путеводитель по викторианскому Лондону, то можно было бы и не тратить на просмотр время, а почитать познавательную литературу. Однако масштабная историческая справка — это лишь второй по значимости козырь сериала. Первый — это его герои и их взаимодействие друг с другом.
Героев тут много, они прекрасно прописаны, даже второстепенные. Но главных все же трое: инспектор Эдмунд Рид, его сержант Беннет Дрейк и его врач-криминалист Гомер Джексон.
Рид — человек, который умеет думать и делать выводы и с большим интересом и энтузиазмом относится к техническому прогрессу. И еще это просто хороший, правильный человек (что для многих зрителей делает его занудным: ведь правильные люди такие скучные!), который периодически совершает поступки, которые потом не может себе простить.
Дрейк — ветеран египетской войны, и эта война оставила в его душе неизгладимый след. Он прекрасный боец, очень сильный и выносливый, считается человеком жестоким, тем более что Рид частенько использует его для выбивания показаний. Однако это сочетается в нем с почти детской простотой и моральной чистотой, и внешнее никак не влияет на внутреннее. Дрейк — то, что можно назвать добром с кулаками, и поначалу лишь выполняет чужие приказы, по ходу действия все больше обретая собственный голос и собственное мнение. Чрезвычайно примечательный человек, который мог бы быть героем Достоевского: очень уж в нем внешняя грубая оболочка сочетается с желанием «обнять и плакать».

Джексон — американец, прекрасный специалист, но пройдоха, выпивоха и игрок. Этакий охламон с мозгами и глубоко припрятанной совестью — сочетание, которое интересно всегда.
Интереснее всего, однако, взаимодействие всех троих вместе, потому что вместе они образуют некий волшебный кристалл, в котором скрадываются недостатки каждого, но крайне захватывающе следить за тем, как переливаются оттенки света на гранях.
Первый сезон именно этим и занимается: следит, какими гранями поворачиваются герои во взаимодействии друг с другом и с обстоятельствами, потихоньку, малыми порциями рассказывая о предыстории каждого. Второй сезон, однако, больше сосредоточен на том, чтобы испробовать героев на прочность, и вводит острый конфликт, толкающий каждого к определенному моральному пределу.
Второй сезон — это анализ героев на изломе, и, наверное, потому он многих разочаровал: не всех устроил переход от дружеского тепла и спокойно-деловитого раскрытия преступлений к острым социальным конфликтам и переменам в жизни героев, на которые больно смотреть. Мне, тем не менее, именно второй сезон кажется более интересным: он более цельный, и в нем отчетливо видна главная мысль.

Та же мысль, что красной нитью проходит через творчество братьев Вайнеров (и через поставленный по их произведениям культовый советский сериал «Место встречи изменить нельзя»): представитель закона должен поступать по закону и по совести, иначе чем он будет отличаться от преступников, с которыми борется? «Дурные люди делают что пожелают, а люди достойные вынуждены следовать правилам». Но как следовать правилам, если поддержка закона еще слаба, а зло сильнее и наглее? Для этого нужна или грубая внешняя оболочка, как у Беннета Дрейка или Гомера Джексона, или… Или, «если долго всматриваться в бездну, бездна может начать всматриваться в тебя», а душа может потемнеть и замутиться.
На такой печальной ноте, распадом волшебного кристалла и заканчивался второй сезон. Каков будет сезон третий, нам еще только предстоит оценить, однако англоязычная пресса утверждает, что обновленный сериал стал гораздо динамичнее, остросюжетнее и богаче: Amazon, очевидно, оказался более щедрым финансовым источником, чем BBC.
Возможно, сериал обретет то, чего многим не хватало — некой искры, которая превращает интересное зрелище в захватывающее. «Улица Потрошителя» не захватывает, она скорее медленно, неторопливо очаровывает. Это хорошо, но искра все же не помещала бы.
Полина Скурихина
- 1887
- st9ler
котэ одобряе