Кромвель следит за тобой

Коллаж Мистера Д. Кублог

Чем может привлечь шестисерийный бибисишный «Волчий зал» на фоне многочисленных исторических и псевдоисторических сериалов, с редкостным постоянством появляющихся на экранах? И тем более, чем может привлечь очередная история о Тюдорах, о Генрихе Восьмом и его женах? Историю эту во всех уже, казалось бы, ракурсах рассмотрели и в кино, и на телевидении. Да и вообще, чем может привлечь этот сериал тех, кто не любит историю вообще и историю Англии в частности, и кто ничего не знает ни о Генрихах, ни о сестрах Болейн, ни о каких-либо других деятелях эпохи?

Если вы любите современные версии «романов плаща и кинжала» (типа «Демонов Да Винчи» или «Мушкетеров» от того же БиБиСи), или являетесь страстным поклонником сериалов в духе «вот оно как было на самом-то деле», отличающихся большим количеством крови-кишок-секса (типа «Спартака» или даже «Игры престолов»), то в «Волчьем зале» вы вряд ли найдете что-то для себя. Здесь гораздо больше разговоров, чем действия, и, несмотря на большое количество казней, почти нет крови. Зато тут есть глубина, неспешность, живые люди вместо устоявшихся масок и феноменальная актерская игра.

Снят сериал по романам Хилари Мантел, дважды лауреатам букеровской премии — премию получили обе книги, положенные в основу сценария («Волчий зал» и «Внесите тела»). Главным их героем стал Томас Кромвель — идеолог английской Реформации, советник Генриха VIII и крайне неоднозначная историческая личность (ни в коем случае не путать с Оливером Кромвелем, жившим на 100 лет позднее). Кромвель был так умен и смел, с такой практической сметкой пользовался возникающими возможностями, с таким мастерством создавал и распутывал сложнейшие интриги, что, выбравшись из самых низов (Томас был сыном простого кузнеца), смог добиться одного из самых высоких государственных постов и несколько лет по сути определял политику Англии.



Интересно, что вся его деятельность была направлена не на личную пользу, а на выгоду государству и лично Генриху Восьмому. По сути, он был английским вариантом кардинала Ришелье, способствовавшего утверждению абсолютизма. Однако если слабый Людовик XIII почти не препятствовал Ришелье творить великие государственные дела, то Генрих слабым никак не был. Генрих был чрезвычайно сильной личностью, человеком умным и амбициозным, целеустремленно преследовавшим свои интересы. К тому же Генрих любил власть, а всякая власть, как известно, развращает. Причем абсолютная власть развращает абсолютно. Вот постепенно и Генрих из блестящего молодого человека, воспитанного в лучших традициях Возрождения, превратился в тирана, а талантливый государственный деятель Кромвель при нем занимался устройством казни Анны Болейн, которой всего несколькими годами ранее помогал возвыситься.

Кромвеля не любили при жизни, не любят его и сейчас — в исторической литературе. Романы Мантел отличаются как раз тем, что дают взгляд на всем известные события глазами Кромвеля, и личность, которая возникает на страницах ее книг (и, соответственно, в сериале), несмотря на всю свою неоднозначность, категорически не соответствует устоявшимся стереотипам о гнусности этого человека — напротив, образ вырисовывается во многом притягательный.
Собственно, в этом и состоит один из козырей сериала — взгляд на известные события с другого ракурса и необычный взгляд на известного исторического деятеля. При этом неважно, знаете вы об этом периоде всё или не знаете ничего: знающие просмакуют интерпретацию деталей, незнающим история будет рассказана как в первый раз, с пояснениями и подсказками в нужных местах, но без спойлеров.



Еще одна из «фирменных фишек» сериала — это его диалоги. Именно на них он в первую очередь и строится. На них — и на молчании. И если реплики содержат множество слоев подтекста, то молчание содержит множество слоев эмоций. Часто именно оно говорит яснее слов. Бывает и так, что основной разговор происходит при обмене не репликами, но взглядами. Трудно сразу даже вспомнить кино, где молчание бы так о многом говорило. Одна из самых эротических сцен в сериале совершенно лишена откровенных поз или демонстрации обнаженного тела: это всего лишь молчание, взгляд и жест. Одна из самых навевающих жуть сцен совершенно лишена внешних эффектов: это всего лишь взгляд Кромвеля, задумчиво следящего за теми, кого он теперь считает своими врагами.

Ну и, разумеется, всё это было бы невозможно реализовать без той актерской игры, которая есть в сериале. Кастинг великолепен. Все настолько хороши в своих ролях, что хочется о них писать отдельно, даже если появление их на экране было непродолжительным (как, скажем, кардинал Вулси — его можно было видеть чуть больше одной серии, но буквально с первых кадров становится ясно, почему Кромвель был так предан этому человеку, мало того — успеваешь и сам проникнуться к нему симпатией). Генрих в исполнении Дэмиана Льюиса — это Генрих в самом расцвете сил, умный, волевой, притягательно-отталкивающий, настоящий король, еще не совсем тиран. Он не похож ни на староголливудские изображения Генриха смешным толстяком с маразматичными тиранскими замашками, ни на новомодные изображения его в виде гламурного вампирообразного красавца.



Но лучше всех Кромвель, сыгранный Марком Райлэнсом. Этот актер не так уж часто появляется в кино — гораздо больше он играет в театре. Десять лет он был руководителем шекспировского театра «Глобус». И это совершенно потрясающая актерская работа. Райлэнс не просто естественен в этой роли, не просто умеет взглядом или молчанием сказать больше, чем словами — он одним своим видом может создать своему герою прошлое, придать ему глубину, наделить умом и проницательностью.

Все герои получились такими глубокими и неоднозначными, такими живыми и непохожими на свои маски, уже прилипшие к ним за долгие годы традиции их изображения в литературе и кино, что смотреть на это — удовольствие само по себе. Потому что получилась история о людях. О горе потери (от которой возникает ком в горле), о взлете и падении, о том, как власть меняет человека, о том, как люди верят во что-то и как готовы отстаивать свои убеждения. Об отношениях с властью и власть имущими. Об одиночестве.


Если вы любите такие неторопливые рассказы с массой смыслов и оттенков, сыгранные блестящими актерами — тогда этот сериал для вас.

(Совсем небольшое примечание в конце: смотреть обязательно, непременно нужно в оригинале! Не давите актерскую работу дубляжом!)

Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
Посмотрим посмотрим на рыжего Броуди Д. ))
А из пиндосовских сериалов премьера Баттл Крик от Винса Гиллигана (Во все тяжкие) и Дэвида Гора (Доктор Хаус)
  • avatar
  • Tenar30
  • написано
Будет в следующем обзоре. Но мне как-то не зашло.
  • avatar
  • prozak
  • написано
спасибо, ждем Ваших постов, как всегда с нетерпением !!))
  • avatar
  • f0xxhunta
  • написано
Не успел про рыжего чертяка отписать первым)
А как же «Better Call Saul»? от того же Гиллигана?
  • avatar
  • prozak
  • написано
Саула смотрим и оцениваем )) но не восхищены ))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.