«Эра Альтрона»: бессмысленный карнавал спецэффектов

Коллаж Мистера Д. КублогКто бы мог подумать каких-нибудь десять лет назад, что нишевая индустрия фильмов про супергероев может стать самой дорогой, зрелищной и напичканной звездными фамилиями сферой голливудского кино. Что приключения забавных парней в разноцветных трико не только станут доминирующей концепцией кино со сборами в миллиард, но и породят такое количество поклонников во всех странах, что Disney, выкупившая Marvel еще в первый мировой финансовый кризис, сможет начать забывать о мультипликации и вкладывать деньги только в приключения филантропа в красном железном костюме, парня с огромным молотом и позабытого героя комиксов времен Второй мировой. Каждый новый фильм про супергероев пытается обогнать своих предшественников, и каждый раз становится страшно, что в следующий раз перещеголять своих братьев по радужному оружию уже не получится.

Не будем забывать и про вечное противостояние двух мастодонтов Marvel и DC, чьи современные кинофикации отличаются как небо и земля. Так, например, режиссера «Мстителей» Джосса Уидона поклонники историй про Бетмана упрекали в излишней поверхностности и тупости, хотя тот же «Темный рыцарь», которым все восторгались за видный только фанатам интеллектуализм, на самом деле берет за душу исключительно своей атмосферностью. Но невозможно отрицать, что именно марвеловский капустник «Мстители» установил недосягаемую планку качества экранизаций комиксов, и от сиквела все ждали не просто продолжения старых идей, а неподдельного катарсиса, очередного откровения и новых блокбастерных высот. Но смогла ли «Эра Альтрона» оправдать не только ожидания среднестатистического зрителя с поп-корном в горле, но и порадовать преданных фанатов? Ответ на этот вопрос, к удивлению, оказался совсем неоднозначным.

Синопсис сиквела, как это и должно быть в лентах подобного толка, предельно незамысловат. После дискредитации мировой организации по защите мира во всем мире Щ.И.Т. единственным оплотом спокойствия осталась группа Мстителей, которая точечно наносит удары по болевым точкам самых страшных злодеев. После очередного рейда бравые супергерои находят потерянный посох брата Тора Локи, в котором заключена страшная сила, способная порабощать человеческий разум. С помощью него Тони Старк и Брюс Беннер исполняют давнюю мечту — создание искусственного интеллекта, целью которого станет защита планеты от внешних вторжений после того, как мстители уйдут на заслуженную пенсию. Естественно, все идет не по плану, и кибернетический организм Альтрон решает спасти человечество самым очевидным способом — путем его тотального уничтожения. Команда разноцветных маек спешит на помощь.

Начиная говорить о «Мстителях», следует сразу же оговориться, что подобные ленты — это всегда аттракцион, который каждый раз выполняет заложенные в себя развлекательные функции, и ничего не требует от своих зрителей взамен. С этой задачей сиквел справляется настолько виртуозно, что во время просмотра кажется, что круче уже и быть не может. Вообще новая история про мстителей — прекрасный самоучитель о том, как нужно снимать современные блокбастеры, большая часть хронометража которых делается на фоне хромокея. Все, начиная от каждой морщинки на лице разъяренного Халка, взрывов зданий, прекрасных панорам и трехмерных злодеев, просто кричит нам: «Посмотри сюда, зритель! Ты ведь даже не представляешь, сколько долларов было вложено в каждый из этих пикселей! Мы умеем снимать деньги, дружок!».

По части визуализации создатели несомненно перещеголяли себя. «Эра Альтрона» — пожалуй, самый красивый и технически продвинутый фильм современности, который легким движением мизинца скидывает с пьедестала надоевший всем «Аватар». Но что позволено Юпитеру, не позволено быку, и брать своего зрителя за шиворот только благодаря буйству технологий на экране у Уидона получается совсем не так мастерски, как у господина Кемерона. Шок от увиденного проходит уже через полчаса, и глаз тут же начинает спотыкаться о проблемы ленты, которых здесь можно найти в непозволительном избытке.

Пожалуй, самый большой недостаток новых «Мстителей» в том, что это сиквел. Первая часть манила хотя бы своей историей, благодаря которой все фанаты смогли наконец-таки узнать, как познакомились бог грома, наглый миллиардер и мужик с железным луком в руках. На этой концепции строилась большая часть харизмы ленты — не только зритель узнавал героев, они сами исследовали друг друга, сходясь порой то в бесконечных спорах, то в подколках, то в откровенном несерьезном шутовстве. Нам было интересно наблюдать за пусть и двухмерным, но все же небезынтересным развитием их отношений. И от сиквела все ждали продолжения именно этих идей. Что же припасли для нас сценаристы? Вместо того, чтобы закрутить гайки старых споров и любовных отношений, команда Уидона, наоборот, откатила все назад.

Черная вдова, раскрывшаяся в сиквеле «Первого мстителя», вновь превратилась в карикатурную телку с упругими сиськами, которая пытается бороться со злом наравне с богоподобными супергероями. Халк вернулся к своему образу десятилетней давности — на экране вновь брызжет слюной Зеленый слоник, который только и делает, что бежит от проблем, разрушает улицы Нью-Йорка и разве что только не кричит коронное «Халк крушить!». И все это актуально и для остальных персонажей. Пополнившие же гвардию мстителй герои вообще вышли картонными, и из-за слишком малого времени на экране не могут похвастаться ничем, кроме своих суперспособностей. Складывается ощущение, что Уидон почему-то испугался развития персонажей, подумав наверное, что для подростков герои могут стать слишком сложны.

Оправдывается приобретенная поверхностность героев излишней насыщенностью сиквела юмором. Понятно, что без фирменных шуточек фильм по вселенной Marvel перестал бы быть самим собой, но здесь этого слишком уж в избытке. Иногда складывается ощущение, что все экшен-сцены картины теперь стали лишь связующими в одно целое кучу довольно петросянских шуточек главных героев. Персонажи теперь юморят не между батальными сценами — в них, похоже, открылся дар игроков в КВН, которые не могут остановиться сыпать бородатыми анекдотами ни на одну минуту. Может быть, в триквел в качестве сценариста стоит позвать какого-нибудь Андрея Трегубова? Шутка про молот Тора, например, в ленте фигурировала около семи раз — я считал. Подростки, может быть, будут в восторге, но фанаты лишь многозначительно покрутят пальцем у виска.

Главная же проблема «Эры Альтрона» в том, что она не оправдывает возложенные на нее фанатами ожидания. Все думали, что сиквел «Мстителей», который завершает вторую фазу экранизаций комиксов Marvel, станет связующим звеном между новыми лентами следующего года. По идее, именно здесь должен был зародиться конфликт между Старком и Капитаном Америка, новый повод для приключений Тора в Асгарде и задумки на самостоятельную ленту о зеленом Халке. На деле же в ленте нет никаких намеков вообще ни на что. Нельзя же назвать завязкой «Гражданской войны» ссору желчела и кэпа во время рубки дров, странные рассказы бога грома о каких-то разноцветных камнях — началом новой ветки его истории, и попытку Халка уйти… ну, это уже будет спойлером. Из-за отрешенности от вселенной и так не слишком информативные «Мстители» окончательно превращаются в бессмысленный карнавал спецэффектов, драк и глупых шуточек. Отсутствие желания хоть как-то повлиять на киновселенную Marvel окончательно забивает последний гвоздь в гроб разноцветных балагуров.

После прочтения моей рецензии кому-то может показаться, что кино вышло откровенной пакостью, и смотреть на это, тем более с золотыми билетами в формате IMAX, абсолютно не стоит. Это, конечно, не совсем так. Как развлекательное действо «Мстители: Эра Альтрона» подходят просто идеально — никто точно не сможет сделать вам так же красиво на большом экране в этом году. Но если вы любите подобные ленты не только за красивые спецэффекты, но и за какую-никакую историю, а уж тем более являетесь фанатом вселенной — в кино идти не стоит. Посмотреть ленту, конечно, придется, ибо пропускать что-то в франчайзах Marvel — не одно и то же с пропуском очередного выпуска «Дома-2». Но совершенно необязательно покупать для этого билет в кино.


Скрепя сердце, один клубок.

Да простит меня господин Уидон. Пусть лучше идет снимать второй сезон «Светлячка». Фанаты будут благодарны.
Денис Юрьев

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.