«Пращи и стрелы»: Шекспир, призраки и безумные будни театра, или комедия о драме

Коллаж Мистера Д. КублогПовод к сегодняшнему обзору довольно нерадостный: в Краснодаре находится на грани закрытия проект TheatreHD, позволяющий любителям театра смотреть лучшие британские театральные постановки, балеты Большого театра и оперы от «Метрополитен Опера» на большом экране. В Краснодаре трансляции проходят в «Формуле кино» в Oz Moll. Крайне неудобное расположение торгового центра, до которого приходится добираться не меньше часа, в сочетании с неудобным временем показа и практически полным отсутствием рекламы сделали свое дело: посещаемость такая низкая, что проект почти не окупается. Любители театра списываются во «ВКонтакте» и собирают на каждый спектакль группу не менее 30 человек — иначе показ не состоится. Фактически, вместо идущих в июне в Москве 10-15 спектаклей в Oz Moll состоится только один — и хорошо еще, что вообще состоится. Это тем более печально, что своя целевая аудитория у проекта есть, и довольно большая (хотя, конечно, значительно меньшая, чем у американских блокбастеров).

Коллаж Полины СкурихинойИ все же, такая ситуация дает мне повод поговорить об одном из самых замечательных сериалов, появившихся за последние 15 лет на телевидении (и определенно лучшем сериале канадского телевидения). Сериале прискорбно малоизвестном — примерно так же, как и сеансы TheatreHD в Краснодаре. Сериале о театре.
«Пращи и стрелы» выходили на экран тремя сезонами с 2003 по 2006 годы — по-британски маленькими сезонами, шесть серий в каждом. Речь в нем идет о вымышленном канадском городке Нью-Бербидже, где ежегодно проходит шекспировский фестиваль. Собственно, очередному театральному году и посвящен каждый из сезонов: тому, как работает труппа, как подбирают реквизит, что делают на репетициях, как проходит премьера. И если вы думаете, что это скучно, то вы глубоко заблуждаетесь.

Коллаж Полины СкурихинойПервый сезон начинается с премьеры «Сна в летнюю ночь», очень тщательно, богато и скучно поставленного прославленным режиссером Оливером Уэллсом. Спектакль проходит успешно, впереди постановка «Гамлета» — однако на сильно нетрезвого после вечеринки Оливера, улегшегося вздремнуть на дороге, наехал грузовик, перевозивший ветчину. Театр в кризисе. Ему срочно нужны новый художественный руководитель, новый режиссер и новый спонсор.
Руководить театром приходит Джеффри Теннант — талантливый актер, которого семь лет назад настиг нервный срыв прямо на сцене, так что некоторое время он провел в психушке. Теперь он возвращается в родной театр и начинает видеть Оливера: не то призрака, не то весьма реалистичный плод его больного воображения. «Гамлета» ставит продвинутый современный режиссер-постмодернист Деррен Николс, который ненавидит театр и считает Шекспира устаревшим. Ему достается труппа, в которой Гертруду играет капризная стареющая прима, Офелию — бездарная инженю с амбициями, а Гамлета — звезда голливудских боевиков, которому продюсеры решили поднять статус. А финансовый директор находит такого генерального спонсора, что под угрозой оказывается существование театра как такового: вместо него теперь вполне может открыться мюзик-холл.

Коллаж Полины Скурихиной«Быть или не быть, — таков вопрос; Что благородней духом — покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?» — это и есть главный конфликт сериала, ибо в каждом сезоне оказываются свои «пращи и стрелы» (или, в переводе Пастернака, «удары судьбы»). То, как постепенно выкристаллизовывается спектакль, преодолевая все препятствия, отметая ненужное и вытаскивая на свет доселе неизведанное — зрелище необычайно увлекательное. И остросюжетное, потому что удары судьбы тут сыплются не менее активно, чем в боевиках.

Если искать аналоги сериалу в кино, то мне на ум приходят «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена и нынешний оскаровский лауреат, «Бёрдмен». И сдается мне, что «Бёрдмен», многое позаимствовав у «Пращей и стрел» и сделавшись более стильным и постмодернистским, не выиграл в глубине. Сериал очень легко смотреть. Он увлекателен. В нем много юмора. Но это не делает его пустым: это прекрасное драмеди, где смешное и остроумное идеально сочетается с пронзительно-грустным, а ядовитая ирония — с тонким и умным психологическим анализом.

Коллаж Полины СкурихинойВозможно, вы по-новому взглянете на Шекспира, и не только благодаря репликам Джеффри Теннанта, ставящего задачи перед актерами и размышляющего над пьесой в целом или отдельными репликами в частности. Сам сюжет каждого сезона перекликается основными своими темами с пьесой, которую в нем ставят. В первом сезоне это «Гамлет» — и речь идет о том, «быть или не быть» театру, о призраках и мщении, и о том, как сделать то, что нужно сделать, хотя это страшит тебя до глубины души. Во втором сезоне ставят «Макбета» — и речь пойдет о тщеславии, о стремлении к цели, о храбрости совершить поступок, о зле и суевериях. Третий сезон посвящен «Королю Лиру», и это самый грустный сезон, потому что главной его темой станет не только поиск себя, но также раскаянье, прощение и принятие смерти.

Коллаж Полины СкурихинойНе менее замечательно прописаны и персонажи, все до единого, даже самые второстепенные. Впрочем, язык не повернется назвать второстепенными, скажем, двух старых ветеранов сцены, которые переиграли за свою долгую жизнь все проходные роли, от гонцов до герцогов, и теперь друг другу комментируют происходящее, или пронырливого театрального критика, или безумно влюбленного в сорокалетнюю женщину доставщика пиццы, или безмозглую певицу мюзик-холла. Любой, даже самый проходной персонаж получает в этом сериале возможность блеснуть и раскрыться, и никогда не остается персонажем «для мебели». Но, тем не менее, всех затмевает Джеффри Теннант, великолепно сыгранный Полом Гроссом. Он ходит по тонкой грани между безумием и гениальностью, между комичным и трагическим, и нигде не оступается. Джеффри блистателен, неукротим и обаятелен.

«Пращи и стрелы» — это сериал о театре, о его буднях и о его праздниках, о его победах и поражениях. О том, что главное для спектакля не финансовый успех и не количество зрителей. Достаточно одного зрителя — лишь бы пьеса оставила след в его душе. Достаточно даже того следа, который спектакль оставит в душах актеров. А еще это сериал о жизни большого театрального коллектива, о любви и дружбе, о предательстве и прощении, о взлетах и падениях — сериал, где нет ничего лишнего и где нет ни одной фальшивой ноты. Он глубок, но в то же время прост — как и все гениальное.

Полина Скурихина
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
спасибо… пошли искать на торрентах !))
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Нашли?
  • avatar
  • Tenar30
  • написано
На рутрекере есть. :) Только обязательно с субтитрами! Озвучка убивает всю актерскую игру, а в кино про актерскую игру это особенно ужасно. :)
  • avatar
  • prozak
  • написано
спасибо еще раз! ))
  • avatar
  • elephantAnykey
  • написано
Любопытно, спасибо :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.