«Кинотавр». День 3

На третий день фестиваля наконец-то исчезли все организационные накладки. Журналисты с утра прогуливаются по побережью и отлынивают от ранних сеансов йоги, а организаторы без опозданий начинают все программные мероприятия. Вот и я неспешно подтягивался к обеду в Зимний театр. Там должен был начаться новый этап конкурса короткометражных работ. По дороге встретил кандидата на роль Белого Бима в ремейке самого мазохистского советского фильма. Сарик Андреасян, где ты? Такие кадры пропадают.

Позабавил небольшой инцидент, случившийся с группой иностранных туристов. Выстроив их напротив площади с красной дорожкой, экскурсовод на плохом английском объясняет:
— А это достопримечательность города Сочи, здание известного советского архитектора, в котором проходит российский кинофестиваль «Кинотавр».
— А что это такое, расскажите подробней? — спрашивает милая старушка с южным акцентом.
— Ну, это как американский «Оскар», только немного другой.
— А в чем разница?
— Ну… Он русский.
— А почему по бокам красной дорожки стулья? Зрители не встречают звезд стоя? Какое неуважение!
— Как я и сказала, он немного другой. Русский. Пойдемте дальше.

Сразу представился такой же диалог между западными и российскими прокатчиками, только вместо «Кинотавра» и стульев здесь должно быть наше кино и Михаил Галустян соответственно.

Звездная красная дорожка со дня открытия пустует, и по ней, словно уточки мерно прогуливаются охранники фестиваля.


Зеваки каким-то неясным способом пробираются мимо аккредитационных ограждений, пьют пиво в бутылках из-под «Тети Груши» и с неистовой скоростью делают селфи во все 360 градусов.


Народ уже толпится на входе, очередному дню конкурсной программы дают стартовую отмашку. Народу в зале в этот раз стало еще меньше. Видимо, далеко не всех вчера впечатлили авторские короткометражки. Что же, признаюсь, меня это совсем не удивило.


На сцену выходят участники сегодняшней конкурсной программы. В этот раз им дали больше времени для того, чтобы они не только представились, но и рассказали о своей ленте. В итоге почти все говорят одно: «Мы хорошие, давайте дружить, а лучше дайте нам денег».

Кто-то даже решил использовать для своей пиар-компании детей, играющих на флейте. Две девочки мило болтают:
— Скажи, а у тебя когда-нибудь было?
— Что?
— Ну, у тебя было на сцене «Кинотавра»?


Пошловато, но смешно. Переходим непосредственно к конкурсной программе.

Сегодняшний день оказался не таким богатым на интересные работы, но в россыпи посредственности удалось найти недурные экземпляры.

Довольно необычным показался «Угонщик» Михаила Кулагина, криминальная драма с элементами ужасов. Банда преступников ради выкупа похищает дочку богатого бизнесмена. Бандиты не обращают внимание на то, что она уж очень странно себя ведет. Среди них происходит раскол, и один из них решает отпустить девушку. Неожиданно взбалмошная особа оказывается зомби, перекусывает всех окружающих, и в Москве начинается настоящий зомби-апокалипсис. Не слишком свежо, но при этом довольно динамично и оригинально поставлено.


Не обошлось и без псевдофантастической мути вроде «Лета» Антона Уткина. Сразу видно, что многим российским молодым режиссером не дают покоя лавры Кубрика. Или они в детстве слишком много раз посмотрели «Вспомнить все». Наступает вторая половина XXI века, на Земле происходит глобальная катастрофа. Одинокая женщина-десантник пытается прорваться через череду непрекращающихся взрывов. Довольно банально. Такой бюджетной фантастикой можно удивить разве что первокурсников ВГИКа.

Не дают покоя постановщикам короткометражек и голливудские фильмы про маньяков-убийц. Алексей Камынин привез на фестиваль картину «Это не я», которую никак, кроме как стопроцентной копией «Маньяка» с Элайджей Вудом назвать нельзя. Парень под действием тяжелых наркотиков начинает охотиться на женщин. Сначала он этого не осознает, но после осознания не останавливается и продолжает умываться кровью. Местами неплохо нагнетает атмосферу — у режиссера большое будущее в сфере дешевых российских ужастиков.

Лучшей авторской работой дня можно смело назвать фильм Марии Болтневой «Бумеранг». Все 20 минут экранного времени зрителям показывают, как дочь, возвращаясь с рынка, ругает свою мать: не так одевается, слишком много ворчит, надоела ей своими нравоучениями. И вообще, лучше бы переписала квартиру на нее и умерла. Зритель проникается сочувствием к женщине, пока нас не переносят на 20 лет назад. Та же сцена в полной рекурсии: молодая мать ведет дочь в школу и оскорбляет ее абсолютно теми же сентенциями. Как говорится, относись к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Отрезать от ленты минут 10, и можно пускать по всем федеральным каналам в качестве отличной социальной рекламы.


Завершила показ короткометражка Жоры Крыжовникова «После нас хоть потоп». Жора все так же заигрывает с лучшими сторонами советских комедий. Создатели попросили обойтись без спойлеров, поэтому буду краток: довольно оригинально и местами смешно. Начиная со второй части «Горько» этот парень выглядит все лучше. Ждем «Самый лучший день» с Нагиевым, премьера назначена на конец года.

Переходим к конкурсным показам полного метра.

Первой в полнометражном конкурсе выступила псевдодокументальная лента Артема Темникова No comment. Создатели заявляли, что картина смешивает документальное и игровое кино. Фильм снят по найденным кассетам чеченских боевиков и военной любительской хроники российских солдат во время Второй чеченской кампании. С одной стороны, создатели показывают судьбу молодого немецкого парня, который хотел стать аптекарем, но попал в ряды исламских боевиков. Приобщиться к исламу он решил из-за любви к восточной девушке. Пытаясь доказать, что он настоящий мужчина, герой отправляется на войну в края горцев. С другой стороны, — обычные русские солдаты, которые снимают на камеру поздравления своим женам, братьям и детям, пьют водку за здравие российского оружия и гоняют каждое утро по горам душманов.

Очевидно, что сама война для Темникова стояла на последнем месте — кино все же о людях. Используя документальные съемки, автор показывает, что несмотря на все разногласия, на каждой стороне воюют люди, которые любят, плачут, теряют близких и радуются простым мелочам. Посыл картины читается без проблем, но исполнение нельзя назвать талантливым. Пытаясь упростить диалоги и отношения персонажей, Темников забыл, что люди на экране должны быть живыми, а не картонными героями-заглушками в стиле «боевой офицер, скучающий по своей семье» / «исламский фанатик, считающий, что сражается за благое дело» / «простой парень, который по любовной глупости попал не в то место и не в то время». Мы видим рубленные топором гротескные архетипы, а нужно было подойти к созданию героев тоньше.

В итоге: задумка была хорошая, но реализация подвела. Жаль.

Второй лентой полнометражного показа выступил «Синдром Петрушки» Елены Хазановой. Эта картина оказалась более востребованной у кинотавровского зрителя. На премьеру даже пришел Лев Лещенко со своим другом Винокуром.

Но ожидания, к великому сожалению, оказались неоправданными. Хазанова взяла за основу своей работы интересную тему создания мужчиной своего собственного голема. Молодой кукольник влюбляет в себя рыжую девчушку с озорным огоньком в глазах. Словно давший волю своим демонам Льюис Кэролл, он воспитывает покорную Алису, которая должна жить только его интересами. Иллюзорную гармонию разрушает родившийся у них психически больной ребенок, похожий на фарфоровую куколку. Вскоре он умирает, а вместе с ним и последнее светлое чувство в отношениях пары. Обуреваемый развивающейся шизофренией, кукольник создает точную копию своей жены. Настоящий мужской идеал — молчаливую силиконовую рабыню, которая пойдет за своим демиургом хоть на край света.

Несмотря на отличную основу и Миронова с Хаматовой на главных ролях, кино получилось словно та самая кукла — искусственным и покорным чудовищем. Заигравшись в тотальный эстетизм, Хазанова упустила самое главное — ее отличная задумка с каждой десятиминуткой превращается в кино ради кино, которое может понравится эстетам, но в большом прокате вряд ли покажет себя с лучшей стороны. Как говорил Мюнхгаузен в исполнении Янковского: «Умное лицо — это еще далеко не признак большого ума, господа».

Вышел из Зимнего я с некоторым разочарованием. Сегодняшний день оказался самым обычным пшиком, без каких-либо ярких эмоций. Писать рецензию сегодня оказалось просто не на что.

Зато кто-то уже зарезервировал места для массового вечернего показа. Может быть, хоть ему сегодня повезет больше, чем мне?

Денис Юрьев
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.