Любовь за деньги

Российское кино, пожалуй, самая непредсказуемая и пластичная субстанция, с которой мне приходилось когда-либо сталкиваться. В отличие от «Оскара», где за день до церемонии награждения ты примерно знаешь, кто станет победителем, на наших конкурсах, вроде того же «Кинотавра», угадать какой фильм станет фаворитом практически невозможно.

Вот и в этом году, перебирая всех участников конкурсного показа, я едва ли мог поверить в победу «Pro любовь» Анны Меликян. Крайне удивлена была и сама режиссер, которая, выйдя на сцену за своей наградой, подметила, что хотела снять абсолютный коммерческий проходняк, чтобы заработать деньги на свою следующую авторскую работу. И тут такой триумф. Так почему же, несомненно, именитое и внушающее доверие жюри сделало такой нетипичный для фестиваля выбор?


Сюжет ленты строится на пяти историях такой разной, но при этом все равно в чем-то похожей любви. Двое студентов, переодевающиеся в костюмы любимых аниме-персонажей, решают встретиться, наконец, в реальной жизни вне образов, и натыкаются на ужасное отторжение друг другу. Обаятельный граффитист встречается сразу с двумя женщинами, которые в какой-то момент узнают о существовании друг друга. Японская девушка приезжает в Россию в поисках выразителя русской культуры, за которого хочет обязательно выйти замуж. И так далее. Каждая история специально сделана максимально непохожей на соседку, чтобы составить на экране настоящий любовный калейдоскоп. Чем все закончится для главных героев, узнаете уже в кинотеатрах.

Несмотря не то, что «Pro любовь» можно назвать, пожалуй, первым действительно жанровым фильмом постановщицы, её любовь к деталям и доскональная проработка каждого персонажа остаются в ленте на должном уровне. Каждый герой у нее – отдельный космос, который за уделенные ему 30 минут экранного времени полностью раскрывается зрителю. Молодой анимешник тренируется делать кунилингус на выключателе света в три часа ночи, сотрудница полиции переодевается в костюм Сэйлар Мун, чтобы найти себе мужчину на встречах фанатов косплея, а японская студентка поет на ломаном русском свою любимую песню «Гоп-стоп». У Меликян прекрасно получается без излишней натуральщины показать всех бесов, которые живут в головах людей, в тот самый момент, когда они безумно влюблены. Как трагические, так и откровенно комические эпизоды поданы здесь в нужной пропорции и создают обаятельный водоворот из любви и разочарования, из сатирического и трогательного, откровенно больного и возвышенного.

Но, к сожалению, далеко не во всех эпизодах альманаха у режиссера получается сохранить нужный накал страстей – половина из них откровенно проседает на фоне остальных. Складывается впечатление, что, изначально, Меликян хотела снять пару короткометражек на заданную тему, а когда её работы попали в лапы продюсеров, наспех доделала новые истории, чтобы растянуть хронометраж до прокатного полного метра. Откровенно раздражают и постоянные, стилизованные под фильмы «Ёлки», вставки с громкими именами артистов. Вот ты полностью погружаешься в происходящее, начинаешь верить в показанную историю, как в друг на экране появляется Лагутенко, с огромной надписью «Группа Мумий Тролль» на экране. Такое позволительно короткометражкам с ютуба или же альманахам Бекмамбетова. Но в лентах режиссера авторского кино смотрится крайне нелепо.

В итоге, главная проблема картины, как ни странно, заключается в человеке, который её снял. Если бы фамилии Меликян не значилось бы в титрах, то фильм зашел бы просто на «Ура». «Pro любовь» – в меру интеллектуальная работа, которая апеллирует к самой интересной массовому зрителю теме любви, и потому, несомненно, придется по вкусу большинству. Но критики смотрят на эту ситуацию двояко. Для них она сродни тому, если бы Ди Каприо дали, наконец, Оскар не за его роли в «Острове проклятых» или «Волке с Уолл-стрит», а за проходную минутную роль в какой-нибудь глупой комедии, в которую он попал по просьбам друзей. Прошлогодняя «Звезда» Меликян несомненно была достойна звания лучшего фильма, «Pro любовь» же на ее фоне выглядит откровенной попсой, которую режиссер сняла ради денег на свои новые работы.

В широкий прокат лента поступит приблизительно в конце этой осени, и, несомненно, перетянет Меликян из сферы режиссеров фестивального кино, в ту самую нишу, где, свесив ножки вниз, сидят Бондарчук с Роднянским. Главное, чтобы искушенная баблом постановщица не забросила свои эксперименты и не начала снимать откровенный проходняк. А так, если смотреть без оглядки на фамилию, фильм у нее получился правда смешной и добрый. Твоей второй половинке понравится, бро.

Два клубка.

Денис Юрьев
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.