Пятый сезон «Игры престолов»: как закаляется сталь и как вредно быть богом
Завершился пятый сезон «Игры Престолов» — очень мрачный даже на фоне не слишком радостных четырех предыдущих. И финал его тоже выбивается из ставшего уже привычным образца. Обычно самые трагические события приходятся на предпоследнюю серию, последняя же дает зрителю надежду и служит, по сути, завязкой дальнейшего развития сюжета. А в этот раз сезон завершается обрывом слишком многих сюжетных линий — как будто их взяли и разом перерезали ножницами. У создателей получилось одновременно и оборвать повествование в самой напряженной точке, закончить сезон серией клиффхангеров — и в то же время логически завершить каждую сюжетную линию, потому что в каждой герои сталкиваются с последствиями своих действий и своего выбора. Или же делают выбор.
В сериале (и книгах Джорджа Мартина) очень много зла. Оно не персонализировано, как во «Властелине колец», а разлито в мире, живет в каждом отдельном человеке. И оно очень сильно. Сильнее добра, потому что не стеснено в средствах. Пожалуй, одна из центральных линий сериала — это история о борьбе со злом, которая разветвляется на множество индивидуальных историй. Но каждая из них, по сути, рассказывает об одном: или зло поглотит тебя, или уничтожит (физически или духовно), или закалит. Можно пройти через горнило чудовищных потерь и страшных испытаний, но, даже потеряв что-то важное, стать тем не менее сильнее.
В этом сезоне эта мысль видна как-то особенно отчетливо.
Для Станниса, «не самого плохого из королей», этот сезон стал переломным. Уверовав в свою избранность, исключительность, Станнис решил, что ему всё позволено. Тварь ли он дрожащая или право имеет? Он решил, что имеет — и перешел ту грань, за которой уничтожилась не только его человечность, сила и власть, но и он сам. Его страшное жертвоприношение привело к тому, что от него отвернулись его же люди. Не поражение в битве было самым страшным, а осознание того, что он не спаситель мира, не истинный король, а убийца собственной дочери, и потому явление Бриенны он встречает почти с облегчением.
Обратилась против Серсеи ее же хитроумная интрига. Сцена покаяния — одна из самых сильных в этом сезоне, во многом и благодаря потрясающей игре Лены Хиди, которая без единого слова смогла передать целый серию эмоциональных состояний, переживаемых ее героиней за время позорного шествия по улицам города. Смотреть на него было тягостно, но сочувствия я, однако, не ощущала: это была заслуженная расплата за содеянное. У меня до сих пор стоит перед глазами годовалая малышка, убитая по ее приказу на руках у матери. Серсея чудовищна и беспощадна в своей любви к собственным детям.
Покаяние Серсеи было мнимым, но душевный надлом вполне реальным. Она обрела трещину в душе, которую вряд ли когда-нибудь сможет исцелить.
Куда менее заметным было покаяние Теона Грейджоя — оно, однако было истинным и выстраданным. И потому для него, возможно, есть надежда: его душа была уничтожена, растоптана, сожжена так, что от Теона ничего и не осталось, но из пепла может прорасти нечто новое, более цельное и крепкое. Нельзя пока судить об этом наверняка, но финал сезона позволяет надеяться (если, конечно, падение было не слишком жестким, а собаки Рамси не слишком быстрыми).
Всё более и более интересным персонажем становится Санса. Из хрупкой и романтичной девочки с идеализированным взглядом на мир она постепенно превращается в сильную, умную и бесстрашную женщину. Её характер закаляется в жестоких обстоятельствах, и в этом сезоне ей приходится не легче — настолько, что в середине сезона раздался дружный хор противников насилия, внезапно удивленных очередным проявлением насилия в сериале.
Утрата иллюзий и обретение себя — это, на мой взгляд, тот путь, по которому идут и Санса, и Арья. Правда, у них были разные иллюзии — у одной о прекрасных принцах, а у другой о романтическом размахивании мечом — но задача у них одна: сохранить нетронутой сердцевину своей души. Пока они обе с этим справляются, отбрасывая ненужное, оплавляя и закаляя оставшееся. Арья, которая не смогла выкинуть меч-подарок брата, спрятав его — это очень символично. Думаю, она никогда не сможет стать «никем». Очень на это надеюсь.
Для Дейенерис этот сезон стал временем простоя и тягостных раздумий. Думаю, она не очень хороший политик. Она очень хорошая революционерка. Она потрясающе эффективно свергает старую власть, ведомая идеей справедливости. Вот только справедливость и милосердие частенько оказываются понятиями несовместными, а в новом государстве возникает много проблем, которые не поддаются логике одной лишь справедливости. Дени может быть жёсткой, но у нее доброе сердце. Интриги душили ее, возврат к тому, от чего она так старалась уйти, возмущал и угнетал ее. Хорошо, что у Дени есть свой собственный deus ex mahina в виде дракона: с помощью силы можно растоптать своих врагов, с помощью крыльев можно улететь от проблем. Дейенерис, взмывающая над городом — это очень символично, на мой взгляд.
К прискорбию, у Джона Сноу такого козыря в рукаве нет. Он тоже идет своим путем, и этот путь во многом схож с путем Дени: от безвестности к власти, от самосохранения к идее всеобщего блага. Только Джоном Сноу движет не справедливость, а сострадание. А Средние века для милосердия — плохое время, как установили еще братья Стругацкие. Идея о примирении перед лицом общего врага Одичалых и Ночной Стражи, столетиями воюющих друг с другом, оказалась слишком прогрессивной для своего времени. Джон Сноу пытается нарушить правила, которые никто не нарушал веками — и терпит поражение. Это, наверное, самая болезненная и трагическая потеря этого сезона, да и вообще всего сериала. Слишком интересно было развитие героя, чтобы так им пожертвовать.
Впрочем, многие сходятся во мнении, что не всё еще потеряно, и не теряют надежды.
Отдельно хочется сказать о разочаровании сезона — это вся линия с путешествием Джейме в Дорн. Вроде бы и нет в ней ничего неправильного, только как-то… скучно.
И, напротив, услада сезона — это путешествие сира Джораха с Тирионом в Миэрин. Оно прекрасно от начала до конца. Взаимодействие двух интересных героев в исполнении двух прекрасных актеров можно смотреть бесконечно. Шли бы и шли себе еще пару сезонов, я бы с удовольствием смотрела. Впрочем, у Тириона теперь целый город в распоряжении: жду-не дождусь, как он себя проявит в качестве правителя.
Ждать теперь целый год. Читатели книги уже почти совсем лишились своего преимущества перед зрителями: события сериала вплотную подобрались к событиям последней изданной книги. Интересно, что будут делать шоураннеры дальше: дожидаться выхода новой книги или придумывать сюжет самостоятельно? Судя по всему, основные идеи Джорджа Мартина они усвоили неплохо. А у истинных фанатов в случае чего всегда будет в запасе второй вариант — книжный.
Полина Скурихина
В сериале (и книгах Джорджа Мартина) очень много зла. Оно не персонализировано, как во «Властелине колец», а разлито в мире, живет в каждом отдельном человеке. И оно очень сильно. Сильнее добра, потому что не стеснено в средствах. Пожалуй, одна из центральных линий сериала — это история о борьбе со злом, которая разветвляется на множество индивидуальных историй. Но каждая из них, по сути, рассказывает об одном: или зло поглотит тебя, или уничтожит (физически или духовно), или закалит. Можно пройти через горнило чудовищных потерь и страшных испытаний, но, даже потеряв что-то важное, стать тем не менее сильнее.
В этом сезоне эта мысль видна как-то особенно отчетливо.
Для Станниса, «не самого плохого из королей», этот сезон стал переломным. Уверовав в свою избранность, исключительность, Станнис решил, что ему всё позволено. Тварь ли он дрожащая или право имеет? Он решил, что имеет — и перешел ту грань, за которой уничтожилась не только его человечность, сила и власть, но и он сам. Его страшное жертвоприношение привело к тому, что от него отвернулись его же люди. Не поражение в битве было самым страшным, а осознание того, что он не спаситель мира, не истинный король, а убийца собственной дочери, и потому явление Бриенны он встречает почти с облегчением.
Обратилась против Серсеи ее же хитроумная интрига. Сцена покаяния — одна из самых сильных в этом сезоне, во многом и благодаря потрясающей игре Лены Хиди, которая без единого слова смогла передать целый серию эмоциональных состояний, переживаемых ее героиней за время позорного шествия по улицам города. Смотреть на него было тягостно, но сочувствия я, однако, не ощущала: это была заслуженная расплата за содеянное. У меня до сих пор стоит перед глазами годовалая малышка, убитая по ее приказу на руках у матери. Серсея чудовищна и беспощадна в своей любви к собственным детям.
Покаяние Серсеи было мнимым, но душевный надлом вполне реальным. Она обрела трещину в душе, которую вряд ли когда-нибудь сможет исцелить.
Куда менее заметным было покаяние Теона Грейджоя — оно, однако было истинным и выстраданным. И потому для него, возможно, есть надежда: его душа была уничтожена, растоптана, сожжена так, что от Теона ничего и не осталось, но из пепла может прорасти нечто новое, более цельное и крепкое. Нельзя пока судить об этом наверняка, но финал сезона позволяет надеяться (если, конечно, падение было не слишком жестким, а собаки Рамси не слишком быстрыми).
Всё более и более интересным персонажем становится Санса. Из хрупкой и романтичной девочки с идеализированным взглядом на мир она постепенно превращается в сильную, умную и бесстрашную женщину. Её характер закаляется в жестоких обстоятельствах, и в этом сезоне ей приходится не легче — настолько, что в середине сезона раздался дружный хор противников насилия, внезапно удивленных очередным проявлением насилия в сериале.
Утрата иллюзий и обретение себя — это, на мой взгляд, тот путь, по которому идут и Санса, и Арья. Правда, у них были разные иллюзии — у одной о прекрасных принцах, а у другой о романтическом размахивании мечом — но задача у них одна: сохранить нетронутой сердцевину своей души. Пока они обе с этим справляются, отбрасывая ненужное, оплавляя и закаляя оставшееся. Арья, которая не смогла выкинуть меч-подарок брата, спрятав его — это очень символично. Думаю, она никогда не сможет стать «никем». Очень на это надеюсь.
Для Дейенерис этот сезон стал временем простоя и тягостных раздумий. Думаю, она не очень хороший политик. Она очень хорошая революционерка. Она потрясающе эффективно свергает старую власть, ведомая идеей справедливости. Вот только справедливость и милосердие частенько оказываются понятиями несовместными, а в новом государстве возникает много проблем, которые не поддаются логике одной лишь справедливости. Дени может быть жёсткой, но у нее доброе сердце. Интриги душили ее, возврат к тому, от чего она так старалась уйти, возмущал и угнетал ее. Хорошо, что у Дени есть свой собственный deus ex mahina в виде дракона: с помощью силы можно растоптать своих врагов, с помощью крыльев можно улететь от проблем. Дейенерис, взмывающая над городом — это очень символично, на мой взгляд.
К прискорбию, у Джона Сноу такого козыря в рукаве нет. Он тоже идет своим путем, и этот путь во многом схож с путем Дени: от безвестности к власти, от самосохранения к идее всеобщего блага. Только Джоном Сноу движет не справедливость, а сострадание. А Средние века для милосердия — плохое время, как установили еще братья Стругацкие. Идея о примирении перед лицом общего врага Одичалых и Ночной Стражи, столетиями воюющих друг с другом, оказалась слишком прогрессивной для своего времени. Джон Сноу пытается нарушить правила, которые никто не нарушал веками — и терпит поражение. Это, наверное, самая болезненная и трагическая потеря этого сезона, да и вообще всего сериала. Слишком интересно было развитие героя, чтобы так им пожертвовать.
Впрочем, многие сходятся во мнении, что не всё еще потеряно, и не теряют надежды.
Отдельно хочется сказать о разочаровании сезона — это вся линия с путешествием Джейме в Дорн. Вроде бы и нет в ней ничего неправильного, только как-то… скучно.
И, напротив, услада сезона — это путешествие сира Джораха с Тирионом в Миэрин. Оно прекрасно от начала до конца. Взаимодействие двух интересных героев в исполнении двух прекрасных актеров можно смотреть бесконечно. Шли бы и шли себе еще пару сезонов, я бы с удовольствием смотрела. Впрочем, у Тириона теперь целый город в распоряжении: жду-не дождусь, как он себя проявит в качестве правителя.
Ждать теперь целый год. Читатели книги уже почти совсем лишились своего преимущества перед зрителями: события сериала вплотную подобрались к событиям последней изданной книги. Интересно, что будут делать шоураннеры дальше: дожидаться выхода новой книги или придумывать сюжет самостоятельно? Судя по всему, основные идеи Джорджа Мартина они усвоили неплохо. А у истинных фанатов в случае чего всегда будет в запасе второй вариант — книжный.
Полина Скурихина
- 2669
- NastyaVasilchenko
Вкусный обзор) Спасибо)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии