Позволительные издержки жанра

В пространстве голливудского массового кино студия Pixar всегда оставалась неким гарантом качества, парнями, которые помимо превосходного технического исполнения добивались от своих работ не просто отлично построенной концепции, но и постоянного новаторства, осознания того, что они делают не просто развлекательный продукт для детей старше пяти лет. Когда на экране появлялась вечно неугомонная прыгающая лампа, зритель мог с уверенностью сказать, что историями про говорящих животных и песенками в духе диснеевских принцесс дело тут не ограничится. Но в последнее время компания начала сдавать позиции. Одним из главных факторов послужила многомиллиардная сделка с «мышиной» компанией (The Walt Disney Company — прим.ред.), в конгломерате с которой Pixar стала выпускать новые мультфильмы. Из-под их «пера» стало выходить все больше очень милых, но абсолютно пустых внутри картин вроде «Храброй сердцем» или второй части «Тачек», а заложенная еще в далекие времена Стивом Джобсом атмосфера творческого братства и свободы сменилась маркетинговыми отчетами и жесткой привязкой к потребителю. Главная же черта мультфильмов компании — непрекращающаяся авангардность происходящего на экране, как казалось, вообще выброшена на помойку истории. Все изменилось с выходом на экраны «Головоломки», существованием которой Pixar, похоже, решили оправдать все странные решения, которые они принимали в последние пять-семь лет.

Одиннадцатилетняя девочка Райли живет со своими родителями в небольшом, но очень живописном городке штата Миннесота, где у нее есть все, что нужно ребенку: вагон и маленькая тележка подружек, большой дом, добродушные соседи, хоккейные матчи по выходным и любящие ее больше жизни и никогда не унывающие родители. Все меняется после того, как у отца появляются проблемы на работе, и семье приходится переехать в пыльный и загазованный Сан-Франциско, в котором не то что в хоккей, а даже в баскетбол дети играют только по выходным за городом. Параллельно с трудностями быта девочки, авторы показывают подноготную жизни ее подсознания, где пять эмоций, воплощенных в виде странных существ, пытаются хоть что-то сделать с этой непростой ситуацией. Гнев хочет мотивировать Райли убежать из дома обратно в Миннесоту, Радость пытается найти во всем позитив, Страх составляет списки опасностей после переезда, а Брезгливость и Печаль вечно спорят о метафизической тленности бытия. Им всем предстоит проделать огромную работу, чтобы их подопечная, наконец, смогла выбраться из затянувшегося сплина.

Первое, чем задевает зрителя с хорошим вкусом «Головоломка» — не просто вернувшаяся, но помноженная на бесконечность авангардность всего происходящего. Студия Pixar и раньше пыталась показать мир людей глазами кошечек, дельфинов и автомобилей, но именно здесь эта идея возведена в абсолют. Пришедшим на сеанс очень просто объясняют все подростковые проблемы через призму ссор эмоций в голове.

Прогуливаясь по городу с мамой, ребенок резко впал в депрессию? Просто Печаль дорвалась своими грязными ручонками до отдела светлых воспоминаний. Ребенок психанул во время семейного ужина? Это страх не выдержал и рванул все рычаги пульта управления на себя. Райли из жизнерадостного подростка превращается в скучную флегму? Просто Радость из-за собственной глупости упала из кабинки контроля эмоций. Вместо того, чтобы просто подстебывать окружающую действительность с позиции неодушевленных предметов, в этот раз Pixar удалось создать собственную оригинальную вселенную, в которой эмоции человека кажутся более реальными, чем его настоящая жизнь.

Главное, что удалось студии — не скатить все происходящее пусть и к оригинальным, но все равно детским и недалеким наборам гэгов о жизни современных детей. Как я уже говорил в анонсах, «Головоломка» — скорее кино для родителей, чем для подрастающего поколения. Здесь очень чутко и интимно создатели подходят к основной проблеме непонимания отцов и детей, и пусть в модерновом мультипликационном стиле, но все же раскрывают главные болевые точки этих непростых отношений. Важная мораль ленты касается главенствующей роли семьи в жизни каждого ребенка. Современным родителям стоит поменьше следить за внешними проявлениями жизни своего чада, чаще заглядывая в его внутренние проблемы. А то, что для реализации этой задумки понадобились разноцветные мультипликационные персонажи — просто позволительные издержки жанра.

Несмотря на психологическую игру со зрителем и взрослые проблемы, «Головоломка» все равно остается прекрасной семейной работой, которая, как и остальные мульты Pixar, сможет порадовать широчайшую аудиторию зрителей. И пока дети будут смеяться над выходками бывшего воображаемого друга Райли Бинго-Бонго, родители смогут хотя бы на два часа погрузиться в головы своих дочерей и сыновей и, выходя из зала, хочется верить, сделают хоть какие-то, пусть и недалеко идущие выводы. У Pixar в этот раз получилось создать волшебство, которого от них уже никто не ждал — со времен завершения трилогии «История игрушек». Похоже, кроме продолжений «Мадагаскара» и историй про попсовых Снежных королев, на больших экранах еще могут появляться действительно оригинальные и не подпорченные молочной кисейностью «Диснея» работы.

Три клубка

Денис Юрьев
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • belecky
  • написано
Прогуливаясь по городу с мамой, ребенок резко впал в депрессию? Просто Печаль дорвалась своими грязными ручонками до отдела светлых воспоминаний. Ребенок психанул во время семейного ужина? Это страх не выдержал и рванул все рычаги пульта управления на себя. Райли из жизнерадостного подростка превращается в скучную флегму? Просто Радость из-за собственной глупости упала из кабинки контроля эмоций. Вместо того, чтобы просто подстебывать окружающую действительность с позиции неодушевленных предметов, в этот раз Pixar удалось создать собственную оригинальную вселенную, в которой эмоции человека кажутся более реальными, чем его настоящая жизнь.

Экий безнадежный детерминизм ((
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.