«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»: постмодернистская история о магии, магическая история об эгоизме
О «Джонатане Стрендже и мистере Норрелле» я уже очень коротко упоминала в обзоре новинок, однако об этом сериале стоит поговорить поподробнее, так как, на мой взгляд, это одна из лучших новинок этого сезона. Так как разговор пойдет о сериале в целом, без спойлеров обойтись не получится, так что несмотревшим, наверное, лучше не читать.
Начнем, впрочем, с общеизвестного. Сериал этот — экранизация нашумевшего романа английской писательницы Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», вышедшего в 2004 году. Критики в один голос говорили о нем как о «Гарри Поттере для взрослых», а для самой Кларк роман стал своеобразным «magnum opus», главным ее творением: она писала его десять лет и с тех пор из-под ее пера (или клавиатуры) так больше ничего и не вышло (по крайней мере, пока).
С «Гарри Поттером» роман роднит, пожалуй, только тема магической Англии — в остальном общего почти нет. Это не современный нам мир, а Британия начала 19 века, эпохи наполеоновских войн, в которой магическое сообщество отнюдь не скрывается от глаз непосвященных, потому что его, по сути, и нет вовсе. Когда-то давно, еще в Средние века, при Короле Вороне, магия в Англии была могущественна и пользовалась уважением, теперь же магами себя зовут или прохиндеи, которые торгуют фальшивыми предсказаниями на рыночных площадях, или почтенные ученые-историки, которые считают недостойным джентльмена практиковать магическое искусство. Впрочем, даже захоти они, вряд ли бы у них это получилось, потому что магии в Англии совсем не осталось. Она ушла, постепенно истаяла, как постепенно ушло в область преданий Средневековье. Говорят, магию забрал с собой ушедший куда-то Король Ворон, самый могущественный маг в истории, воспитанник эльфов.
Написана книга Сюзанны Кларк в стиле, тоже совсем не похожем на стиль Роулинг. В нем нет острого чувства сопричастности и ощущения подглядывания из-за плеча главного героя. Скорее возникает ощущение, что читаешь исторический роман, причем роман, автор которого словно и не подозревает о существовании психологического реализма. Это совершенно сознательный авторский прием, очень удачное подражание отстранно-ироничному стилю Джейн Остин — прием, который многим мешает насладиться книгой, потому что читателя будто держат на расстоянии вытянутой руки, не давая внутренне слиться с героями. В общем-то, это довольно характерно для постмодернистских авторов, которым интереснее играть с культурными стереотипами, чем погружать читателя во внутренний мир своих героев.
Экранизация BBC совершенно снимает эту суховатую отстраненность, оставляя в целости и сохранности все постмодернистские намеки и аллюзии, местами их даже дополняя или делая более выпуклыми. Основное обаяние книги Сюзанны Кларк заключается в ее стиле; основное обаяние сериала BBC заключается в его главных, не самых главных и даже совсем второстепенных героях. Это не просто удачный кастинг – это прекрасные актеры, раскрывающие новые грани своего таланта и делающие это с наслаждением. А для Берти Карвела и Эдди Марсана, исполнителей ролей заглавных персонажей, это, возможно, еще и тот редкий случай, когда роль может стать поворотной в карьере (как это случилось, скажем, с Колином Фёртом после «Гордости и предубеждения» или Бенедиктом Камбербетчем после «Шерлока»).
Джонатан Стрендж и мистер Норрелл – две противоположности, единые, как две стороны одной медали.
Мистер Норрелл — педант и книжный червь. Всю свою жизнь он посвятил изучению магии, собрав огромную библиотеку. В ее стенах ему, как устрице в раковине, хорошо и уютно. Большой мир его пугает. Магия, которую он изучает, должна внести покой и гармонию в этот мир, а кроме того, должна сама стряхнуть с себя всю средневековую дикость, сделаться ручной, «респектабельной» и разумной. Он не только боится творить что-то новое, но и его мастерство пришло к нему в результате долгих упорных тренировок, длительного изучения предмета.
А потом является Стрендж — ученик Норрелла, который с самого начал вошел с ним в противоречие, которому узки были рамки упорядоченности. Он высок и строен, у него буйная шевелюра, горящий взгляд, бездна обаяния и природный талант. Он по наитию творит великую магию — творит легко и непринужденно, играючи; магия кипит в нем и выплескивается, он легкомысленен и беспечен, и он не боится нового — он его жаждет.
Надо сказать, что магия в мире Сюзанны Кларк — это не заклинания и не взмахи волшебной палочкой. Это могучая первобытная сила, разлитая в природе, всю мощь которой не дано постичь человеческим разумом. И это, по сути, аналог творчества. Во многом природу творчества она и исследует, показывая два способа творить. И невозможно при этом не вспомнить о Моцарте и Сальери.
Но еще очевиднее, на мой взгляд, что разговор идет борьбе двух философий рубежа эпох — Просвещения (его воплощает собой Норрелл) и Романтизма (это, конечно, Стрендж). И тут непременно надо заметить, что ни Норрелл, ни Стрендж не являются положительными героями. Норрелла не волнует никто, кроме его самого. Каждый раз, когда можно было его заподозрить в каком-то участии, при ближайшем рассмотрении оказывался беспокойством за его собственное благоденствие, спокойствие или самомнение (непомерных размеров). Крайне неприятный человек мистер Норрелл, в высшей степени эгоистичный.
Стрендж, который на первый взгляд являет собой его противоположность, любит свою жену и обладает бездной обаяния, по сути тоже оказывается эгоистом: он так погружен в свои творческие искания, что не замечает никого вокруг, в том числе и самых дорогих ему людей.
Эгоизм, увлеченность самим собой (Стрендж), попытка подогнать мир под свои узкие стереотипы (Норрелл) — главная беда обеих философских систем и обоих героев, которая приводит их в конце концов к трагедии. Если подумать, то это произведение в основном об эгоистах всех сортов и мастей, каждый из которых оказывается в итоге наказан.
Облечено это, впрочем, в столь тонкую и увлекательную форму, что не сразу поймешь, что перед тобой: роман воспитания с историей взросления и формирования героя или роман исторический, с точными и ёмкими портретами реальных деятелей той эпохи (герцога Веллингтона, к примеру); жутковатая сказка про эльфов, крадущих людей, или вариация на тему Фауста, заключившего сделку с дьяволом; прекрасная история любви, во многом перекликающаяся с историей Орфея и Эвридики, или рассказ о рабстве и освобождении? Здесь есть это всё, и это сплетение не выглядит бесформенным клубком сюжетных ниток, но безупречно встроено в сюжетную канву.
Пожалуй, концовку сериала можно упрекнуть в чрезмерной мелодраматичности и склонности к голливудщине — но это не критично. Думаю, для многих это будет даже плюсом.
Наверное, кому-то сериал покажется слишком медленным, или слишком скучным, или слишком английским. Для меня же это (пока) и премьера года, и актерское открытие года (Берти Карвел и Эдди Марсан).
Полина Скурихина
Начнем, впрочем, с общеизвестного. Сериал этот — экранизация нашумевшего романа английской писательницы Сюзанны Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл», вышедшего в 2004 году. Критики в один голос говорили о нем как о «Гарри Поттере для взрослых», а для самой Кларк роман стал своеобразным «magnum opus», главным ее творением: она писала его десять лет и с тех пор из-под ее пера (или клавиатуры) так больше ничего и не вышло (по крайней мере, пока).
С «Гарри Поттером» роман роднит, пожалуй, только тема магической Англии — в остальном общего почти нет. Это не современный нам мир, а Британия начала 19 века, эпохи наполеоновских войн, в которой магическое сообщество отнюдь не скрывается от глаз непосвященных, потому что его, по сути, и нет вовсе. Когда-то давно, еще в Средние века, при Короле Вороне, магия в Англии была могущественна и пользовалась уважением, теперь же магами себя зовут или прохиндеи, которые торгуют фальшивыми предсказаниями на рыночных площадях, или почтенные ученые-историки, которые считают недостойным джентльмена практиковать магическое искусство. Впрочем, даже захоти они, вряд ли бы у них это получилось, потому что магии в Англии совсем не осталось. Она ушла, постепенно истаяла, как постепенно ушло в область преданий Средневековье. Говорят, магию забрал с собой ушедший куда-то Король Ворон, самый могущественный маг в истории, воспитанник эльфов.
Написана книга Сюзанны Кларк в стиле, тоже совсем не похожем на стиль Роулинг. В нем нет острого чувства сопричастности и ощущения подглядывания из-за плеча главного героя. Скорее возникает ощущение, что читаешь исторический роман, причем роман, автор которого словно и не подозревает о существовании психологического реализма. Это совершенно сознательный авторский прием, очень удачное подражание отстранно-ироничному стилю Джейн Остин — прием, который многим мешает насладиться книгой, потому что читателя будто держат на расстоянии вытянутой руки, не давая внутренне слиться с героями. В общем-то, это довольно характерно для постмодернистских авторов, которым интереснее играть с культурными стереотипами, чем погружать читателя во внутренний мир своих героев.
Экранизация BBC совершенно снимает эту суховатую отстраненность, оставляя в целости и сохранности все постмодернистские намеки и аллюзии, местами их даже дополняя или делая более выпуклыми. Основное обаяние книги Сюзанны Кларк заключается в ее стиле; основное обаяние сериала BBC заключается в его главных, не самых главных и даже совсем второстепенных героях. Это не просто удачный кастинг – это прекрасные актеры, раскрывающие новые грани своего таланта и делающие это с наслаждением. А для Берти Карвела и Эдди Марсана, исполнителей ролей заглавных персонажей, это, возможно, еще и тот редкий случай, когда роль может стать поворотной в карьере (как это случилось, скажем, с Колином Фёртом после «Гордости и предубеждения» или Бенедиктом Камбербетчем после «Шерлока»).
Джонатан Стрендж и мистер Норрелл – две противоположности, единые, как две стороны одной медали.
Мистер Норрелл — педант и книжный червь. Всю свою жизнь он посвятил изучению магии, собрав огромную библиотеку. В ее стенах ему, как устрице в раковине, хорошо и уютно. Большой мир его пугает. Магия, которую он изучает, должна внести покой и гармонию в этот мир, а кроме того, должна сама стряхнуть с себя всю средневековую дикость, сделаться ручной, «респектабельной» и разумной. Он не только боится творить что-то новое, но и его мастерство пришло к нему в результате долгих упорных тренировок, длительного изучения предмета.
А потом является Стрендж — ученик Норрелла, который с самого начал вошел с ним в противоречие, которому узки были рамки упорядоченности. Он высок и строен, у него буйная шевелюра, горящий взгляд, бездна обаяния и природный талант. Он по наитию творит великую магию — творит легко и непринужденно, играючи; магия кипит в нем и выплескивается, он легкомысленен и беспечен, и он не боится нового — он его жаждет.
Надо сказать, что магия в мире Сюзанны Кларк — это не заклинания и не взмахи волшебной палочкой. Это могучая первобытная сила, разлитая в природе, всю мощь которой не дано постичь человеческим разумом. И это, по сути, аналог творчества. Во многом природу творчества она и исследует, показывая два способа творить. И невозможно при этом не вспомнить о Моцарте и Сальери.
Но еще очевиднее, на мой взгляд, что разговор идет борьбе двух философий рубежа эпох — Просвещения (его воплощает собой Норрелл) и Романтизма (это, конечно, Стрендж). И тут непременно надо заметить, что ни Норрелл, ни Стрендж не являются положительными героями. Норрелла не волнует никто, кроме его самого. Каждый раз, когда можно было его заподозрить в каком-то участии, при ближайшем рассмотрении оказывался беспокойством за его собственное благоденствие, спокойствие или самомнение (непомерных размеров). Крайне неприятный человек мистер Норрелл, в высшей степени эгоистичный.
Стрендж, который на первый взгляд являет собой его противоположность, любит свою жену и обладает бездной обаяния, по сути тоже оказывается эгоистом: он так погружен в свои творческие искания, что не замечает никого вокруг, в том числе и самых дорогих ему людей.
Эгоизм, увлеченность самим собой (Стрендж), попытка подогнать мир под свои узкие стереотипы (Норрелл) — главная беда обеих философских систем и обоих героев, которая приводит их в конце концов к трагедии. Если подумать, то это произведение в основном об эгоистах всех сортов и мастей, каждый из которых оказывается в итоге наказан.
Облечено это, впрочем, в столь тонкую и увлекательную форму, что не сразу поймешь, что перед тобой: роман воспитания с историей взросления и формирования героя или роман исторический, с точными и ёмкими портретами реальных деятелей той эпохи (герцога Веллингтона, к примеру); жутковатая сказка про эльфов, крадущих людей, или вариация на тему Фауста, заключившего сделку с дьяволом; прекрасная история любви, во многом перекликающаяся с историей Орфея и Эвридики, или рассказ о рабстве и освобождении? Здесь есть это всё, и это сплетение не выглядит бесформенным клубком сюжетных ниток, но безупречно встроено в сюжетную канву.
Пожалуй, концовку сериала можно упрекнуть в чрезмерной мелодраматичности и склонности к голливудщине — но это не критично. Думаю, для многих это будет даже плюсом.
Наверное, кому-то сериал покажется слишком медленным, или слишком скучным, или слишком английским. Для меня же это (пока) и премьера года, и актерское открытие года (Берти Карвел и Эдди Марсан).
Полина Скурихина
- 3999
- NastyaVasilchenko
Сериал пока еще не смотрел, но книга была превосходной. Правда, крайне интересно как такое объемное повествование (700 что ли страниц...) смогли впихнуть довольно короткий сериал.
Как ни странно, смогли впихнуть, почти ничего существенного не выкинув. Кое-что сократили, кое-какие линии соединили или слегка поменяли направленность, но в целом очень точная экранизация. По-настоящему жалко мне было только отсутствующего в сериале Байрона (его Кларк просто припечатала железным сапогом, никогда теперь не смогу смотреть на Байрона по-прежнему). И концовку по сравнению с книгой они поменяли — не в лучшую сторону, по-моему. Слишком много спецэффектов и экшена. В книге было как-то глубже и тише. Какие-то сюжетные линии получили или другое завершение, или пришли к тому же результату другой дорогой. Но в целом кардинальных различий от книги концовка не имеет. Суть всё та же. :)
Да, и еще в сериале Стрендж не рыжий. Это безобразие. :)
не понял фразу насчет «актерского открытия года». Эдди ведь известный актер, снявшийся в куче хороших фильмов.
Это мое личное открытие. Раньше я на него не обращала внимания.
Он в «Рэе Доноване» Терри хорошо сыграл 2 сезона. Это из последнего )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии