Фестиваль "Другое кино" в Краснодаре: "Никакого другого кино нет"

В Краснодаре завершился малозаметный III ежегодный фестиваль «Другое кино». Такие фестивали не вручают призы вроде каннских или венецианских статуэток. Их смысл в том, чтобы показать на большом экране редкие фильмы, привезенные из других стран. В киноплексах «Киноцентр» и «Семь звёзд» показали восемь «наиболее ярких работ авторского кинематографа» 2012 года из Бразилии и стран Европы. Как реагировал краснодарский зритель, выяснял обозреватель сайта «Кинопоиск» Александр Гончаренко.

Кадр из фильма «Белоснежка», Испания, 2012

Действительность кинозала – тоже кино, и наиболее ясно это понимаешь именно на фестивалях, где крутят не совсем обычные фильмы. Другие, как их называют, фильмы.

Фестиваль «Другое кино» изначально позиционировался как событие, которое создает в городе культурное пространство. И поэтому, предваряя уже третий смотр, кинокритик и куратор фестиваля Борис Нелепо заострил внимание на необходимости обсуждений увиденного. Дескать, мы показываем «фильмы прямого действия», после которых не поделиться эмоциями невозможно.

Но, во-первых, кинокритик лукавил: очевидно, что действие «Титаника» прямее, чем действие, скажем, фильма-лица «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга. Во-вторых, и «Титаник» обсуждать не каждого заставишь, а никаких массовиков-затейников от «Другого кино» замечено не было.

Кадр из фильма «Девушка и смерть», Нидерланды-Германия-Россия, 2012

Судя по всему, малочисленный зритель должен был самоорганизоваться после просмотра и, забаррикадировавшись от уборщиц, подискутировать и определить место показанного, предположим, «Что-то в воздухе» в творчестве Оливье Ассайаса.

Чего в Краснодаре, увы, не случилось.

Но возможно, Борис Нелепо был даже слишком прав: действие фильмов прямее некуда, и обсуждать их надо, не дожидаясь финальных титров. Превращение развлекательных сеансов в курсы комментаторского мастерства и остроумия, может, никого и не удивит. Но неутихающие реплики во время глубокомысленной картины о французской революции рубежа 1960-1970-х годов настораживают. Строго говоря, комментаторы вообще не должны были туда попасть. Но попали, не смотря на то, что в соседнем зале показывали «Очень страшное кино 5».

Кадр из фильма «Что-то в воздухе», Франция, 2012

Все это доказывает, что никакого другого кино нет и никогда не было. Это просто красивая фраза. Точно так же не существует другого зрителя. Он один и тот же. Авторскому кинематографу, рвущемуся на широкий экран, и организаторам его фестивалей надо помнить об этом.

Кадр из фильма «Невидимый мир», Бразилия, 2012

Искусствовед Борис Гройс пишет:
«Как правильно заметил Жиль Делёз, кино превращает своего зрителя в живой автомат: фильм протекает в голове у зрителя взамен его собственного потока сознания».

Сегодня очевидно, что такое положение можно считать лишь идеальным, теоретическим видением кино. На самом деле фильм протекает не в сознании зрителя, а перед его сознанием, на фоне голоса его насмешки и безудержного комментаторства. Режиссер-автор должен предугадать, сможет ли его фильм выдержать такой диалог. Краснодар для таких испытаний – крайне трудное поле.

Александр Гончаренко

Событие в афише: www.kublog.ru/afisha/item/1515/

Комментарии

  • avatar
  • karma
  • написано
да, среди зрителей, к сожалению, встречались эгоистичные агрессивно настроенные натуры, мешающие остальным громкими разговорами, комментариями, бесконечным хихиканьем. и никто не может этому воспрепятствовать — себе дороже. вся эта ситуация напоминает толерантность в ущерб тому, кто ее проявляет.
а вообще, здорово, что фестиваль добрался до краснодара, несмотря на то, что краснодар действительно «крайне трудное поле». редко в нашем городе на большом экране увидишь подобные фильмы. «легенда о каспаре хаузере» лично для меня большая радость!
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.