Кубанский арт в Петербурге: скифская баба и "сиськастые телочки"
В Санкт-Петербургском лофте Rizzordi открылась выставка современного кубанского искусства. На открытие экспозиции под названием «Хлеб» прибыло около десятка художников из Краснодара, а также куратор выставки, лично ездивший в Краснодар выбирать работы, Арсений Штейнер, живущий то в Москве, то в Петербурге.
Первое, что бросается в глаза, – огромный разброс работ по стилям, концепциям и по уровню художников.
Впечатление такое, что краснодарских художников собрали и заселили в большую петербургскую коммунальную квартиру. Так они и живут, абсолютно разные, в одном пространстве.
Атмосфера, правда, приятная: все друг друга знают и прилюдно хвалят, не скупясь на слово «гениальный».
Хотя молодежь на всякий случай сбилась в группировку «ЗИП»: чтобы удобнее было противостоять, если вдруг не назовут происходящее искусством.
Выставка начинается вкрадчиво. Например, с картонных копилок в форме гамбургера, распятия, логотипа Apple.
Вот, копилка в форме вагины. Она вызывает веселый гогот и понимание молодых посетителей, завидевших знакомый силуэт. Они с радостью фотографируются на фоне копилки, опуская в щель монетку или купюру.
Другой художник нарисовал много кубиков в строгом математическом порядке – возможно, пытался сосредоточиться.
Третий автор обнаружил в мобильнике прикольную функцию — сфотографировал российский флаг и перевел изображение в негатив. Потом пошел дальше — нашел подходящие ткани и сшил в нужном порядке. Назвал произведение гордо и тоже наоборот — «флаг Яиссор». Когда закончились деньги, тот же художник решил собрать средства на улице, используя писсуар вместо более привычной шляпы.
Вот работы Евгения Римкевича, о них художник и перформансист Эльдар Ганеев рассказывает:
К слову, наиболее запоминающаяся и близкая народу работа называется «Тёлочка должна быть сочная и сиськастая».
Видно, что у краснодарских мужчин здоровое отношение к деньгам и женскому полу.
На этом этапе осмотра петербургский зритель пытается классифицировать такое искусство, как созданное для практического применения, то есть искусство прикладное. Из него можно делать магниты на холодильник, сувениры и вообще занятные элементы для интерьера.
Сомневающихся убеждал Игорь Михайленко, чьи работы тоже нашли место на вернисаже:
Пришлось спросить у идеолога выставки: что же, по его мнению, объединяет кубанских художников, кроме географии?
Арсений Штейнер отвечает:
В одном из закоулков экспозиции перед посетителем вырастает огромная светящаяся фигура из бумаги. В ней чувствуется мощь, спокойствие и сильное женское начало.
Публику не обманешь, она кучкуется вокруг светящейся бабы и рядом с другими работами, сильно выделяющимися на общем претенциозном фоне. Они не просто занятные и концептуальные, в них есть талант и мастерство, которые и превращают эксперименты в искусство.
Да и сам автор создатель выставки Арсений на просьбу назвать фаворитов перечисляет:
У тех, кто будет в Петербурге в ближайший месяц, есть возможность оценить масштабы и разносторонность современного кубанского искусства.
Выставка продлится до 28 июля.
Подслушанные реплики:
Из Санкт-Петербурга специально для Кублога — Юлия Неменова.
Первое, что бросается в глаза, – огромный разброс работ по стилям, концепциям и по уровню художников.
Впечатление такое, что краснодарских художников собрали и заселили в большую петербургскую коммунальную квартиру. Так они и живут, абсолютно разные, в одном пространстве.
Атмосфера, правда, приятная: все друг друга знают и прилюдно хвалят, не скупясь на слово «гениальный».
Хотя молодежь на всякий случай сбилась в группировку «ЗИП»: чтобы удобнее было противостоять, если вдруг не назовут происходящее искусством.
Выставка начинается вкрадчиво. Например, с картонных копилок в форме гамбургера, распятия, логотипа Apple.
Вот, копилка в форме вагины. Она вызывает веселый гогот и понимание молодых посетителей, завидевших знакомый силуэт. Они с радостью фотографируются на фоне копилки, опуская в щель монетку или купюру.
Другой художник нарисовал много кубиков в строгом математическом порядке – возможно, пытался сосредоточиться.
Третий автор обнаружил в мобильнике прикольную функцию — сфотографировал российский флаг и перевел изображение в негатив. Потом пошел дальше — нашел подходящие ткани и сшил в нужном порядке. Назвал произведение гордо и тоже наоборот — «флаг Яиссор». Когда закончились деньги, тот же художник решил собрать средства на улице, используя писсуар вместо более привычной шляпы.
Вот работы Евгения Римкевича, о них художник и перформансист Эльдар Ганеев рассказывает:
«Это художник из группировки «ЗИП». Здесь он писал всякие фразы, выключенные из контекста, и их иллюстрировал. Фразы очень гениальные, и очень гениально отиллюстрированы. Попрошу прочитать и запомнить на всю жизнь».
К слову, наиболее запоминающаяся и близкая народу работа называется «Тёлочка должна быть сочная и сиськастая».
Видно, что у краснодарских мужчин здоровое отношение к деньгам и женскому полу.
На этом этапе осмотра петербургский зритель пытается классифицировать такое искусство, как созданное для практического применения, то есть искусство прикладное. Из него можно делать магниты на холодильник, сувениры и вообще занятные элементы для интерьера.
Сомневающихся убеждал Игорь Михайленко, чьи работы тоже нашли место на вернисаже:
«Не принципиально, будет ли это являться современным искусством. Никто не отменял понятия «интересно» или «не интересно». На уровне обывателя, ребенка, пенсионера или продвинутого зрителя представленные вещи зачастую вызывают какое-то любопытство, интерес. Важно вот это ощущение: что ты ходишь, смотришь и уже получаешь удовольствие».
Пришлось спросить у идеолога выставки: что же, по его мнению, объединяет кубанских художников, кроме географии?
Арсений Штейнер отвечает:
«Все это искусство в стиле «широка страна моя родная»: от старшего поколения (смотрите на Бабенко) и до молоденьких ЗИПов. «Зиповцы» не выдумывают никаких сложных интеллектуальных конструкций. Они близки к природе, к земле. У них такой совершенно естественный позыв к творчеству, который у молодежи выливается в форме современного искусства из всякого подножного сора. В то время как у старшего поколения искусство – это в основном пейзажная, очень пастозная живопись – огромные холсты, бесконечные поля».
В одном из закоулков экспозиции перед посетителем вырастает огромная светящаяся фигура из бумаги. В ней чувствуется мощь, спокойствие и сильное женское начало.
«Это работа художника Михаила Смаглюка, — поясняет Арсений. – 35 лет он работает реставратором в краснодарском художественном музее. Прежде чем сделаться художником, он был изобретателем. Его мастерская полна множества всяких механических штуковин. Там все жужжит, шевелится, ездит и вращается.
Конструкция сделана из папье-маше и бумаги ручной работы, слепок с настоящей скифской бабы, найденной в степных районах Краснодарского края. (Каменные бабы — антропоморфические изваяния высотой до 4 м, изображающие воинов и женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими – прим.) У Смаглюка таких двенадцать. К сожалению, мы могли привезти только одну. Внутри нее горит волшебный огонь».
Публику не обманешь, она кучкуется вокруг светящейся бабы и рядом с другими работами, сильно выделяющимися на общем претенциозном фоне. Они не просто занятные и концептуальные, в них есть талант и мастерство, которые и превращают эксперименты в искусство.
Да и сам автор создатель выставки Арсений на просьбу назвать фаворитов перечисляет:
«Безусловно это Смаглюк. Здесь его очень мало — только одна работа. У него еще много произведений, выполненных в подобных техниках. Я всерьез думаю сделать ему большую музейную выставку. Как и многие другие краснодарцы, он абсолютно герметичен и не отходит далеко от своей мастерской в подвале художественного музея. Из поколения старших живописцев это Павел Бабенко. Очень интересны два молодых художника, тоже работающие в классической технике — Алексей Лупанов и Константин Чурсин. У обоих хорошая художественная школа, исключительно краснодарская, кстати – они не учились в столице. Все это классическая живопись с такой «землей» и здоровой сумасшедшинкой».
У тех, кто будет в Петербурге в ближайший месяц, есть возможность оценить масштабы и разносторонность современного кубанского искусства.
Выставка продлится до 28 июля.
Подслушанные реплики:
- «Такой супрематизм должен быть в доме у каждого в виде магнита на холодильник».
- «…тогда я взял писсуар и черный квадрат как ключевые произведения современного искусства ХХ века».
- «Она вбивала гвоздики – исследовала труд художника. Чем художник может заниматься? Например, вбивать гвоздики очень методично».
- «Это, смотрите, языки торчат. Называется «Домен мантия». Это одна из работ посвященная языку современного искусства. Художница не знала, что сказать народу, поэтому решила показать всем 40 языков».
- «Вот фотографии бесплатных полиэтиленовых пакетиков в разных позах – такие медузы летающие. Пакетики по краснодарскому обычаю называют «кульками».
Из Санкт-Петербурга специально для Кублога — Юлия Неменова.
- 5890
- AnnaChervyakova
Живут в деревне с приусадебного участка?
Возделывают огороды?
Ходят в походы?
Что-то ещё?
Это десять по пятибальной -))
Залетает женская мысль в мужскую голову, а там пусто. Она спрашивает:
— А где все?
Ей отвечают:
-А все внизу.
Это вот что, по этой выставке будут судить в Питере (читай «России») о состоянии «Краснодара и его окрестностей», о современном кубанском искусстве?!!?? Это что, был социальный запрос? Или исключительно концептуальное видение кураторов выставки? Я была бы признательна, если бы комментарии к публикации оставили искусствоведы, если у них найдутся слова, и просветилась бы на эту тему вполне серьёзно. Я ведь наверняка чего-то искренне не понимаю, поскольку недоумеваю даже по поводу названия выставки, где цинично использовано замечательное священное слово.