Кубанский арт в Петербурге: скифская баба и "сиськастые телочки"

В Санкт-Петербургском лофте Rizzordi открылась выставка современного кубанского искусства. На открытие экспозиции под названием «Хлеб» прибыло около десятка художников из Краснодара, а также куратор выставки, лично ездивший в Краснодар выбирать работы, Арсений Штейнер, живущий то в Москве, то в Петербурге.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Первое, что бросается в глаза, – огромный разброс работ по стилям, концепциям и по уровню художников.
Впечатление такое, что краснодарских художников собрали и заселили в большую петербургскую коммунальную квартиру. Так они и живут, абсолютно разные, в одном пространстве.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Атмосфера, правда, приятная: все друг друга знают и прилюдно хвалят, не скупясь на слово «гениальный».

Хотя молодежь на всякий случай сбилась в группировку «ЗИП»: чтобы удобнее было противостоять, если вдруг не назовут происходящее искусством.

Выставка начинается вкрадчиво. Например, с картонных копилок в форме гамбургера, распятия, логотипа Apple.

Фото Юлии Неменовой. Кублог
Вот, копилка в форме вагины. Она вызывает веселый гогот и понимание молодых посетителей, завидевших знакомый силуэт. Они с радостью фотографируются на фоне копилки, опуская в щель монетку или купюру.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Другой художник нарисовал много кубиков в строгом математическом порядке – возможно, пытался сосредоточиться.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Третий автор обнаружил в мобильнике прикольную функцию — сфотографировал российский флаг и перевел изображение в негатив. Потом пошел дальше — нашел подходящие ткани и сшил в нужном порядке. Назвал произведение гордо и тоже наоборот — «флаг Яиссор». Когда закончились деньги, тот же художник решил собрать средства на улице, используя писсуар вместо более привычной шляпы.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Вот работы Евгения Римкевича, о них художник и перформансист Эльдар Ганеев рассказывает:

«Это художник из группировки «ЗИП». Здесь он писал всякие фразы, выключенные из контекста, и их иллюстрировал. Фразы очень гениальные, и очень гениально отиллюстрированы. Попрошу прочитать и запомнить на всю жизнь».

К слову, наиболее запоминающаяся и близкая народу работа называется «Тёлочка должна быть сочная и сиськастая».

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Видно, что у краснодарских мужчин здоровое отношение к деньгам и женскому полу.

На этом этапе осмотра петербургский зритель пытается классифицировать такое искусство, как созданное для практического применения, то есть искусство прикладное. Из него можно делать магниты на холодильник, сувениры и вообще занятные элементы для интерьера.

Сомневающихся убеждал Игорь Михайленко, чьи работы тоже нашли место на вернисаже:

«Не принципиально, будет ли это являться современным искусством. Никто не отменял понятия «интересно» или «не интересно». На уровне обывателя, ребенка, пенсионера или продвинутого зрителя представленные вещи зачастую вызывают какое-то любопытство, интерес. Важно вот это ощущение: что ты ходишь, смотришь и уже получаешь удовольствие».

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Пришлось спросить у идеолога выставки: что же, по его мнению, объединяет кубанских художников, кроме географии?

Арсений Штейнер отвечает:

«Все это искусство в стиле «широка страна моя родная»: от старшего поколения (смотрите на Бабенко) и до молоденьких ЗИПов. «Зиповцы» не выдумывают никаких сложных интеллектуальных конструкций. Они близки к природе, к земле. У них такой совершенно естественный позыв к творчеству, который у молодежи выливается в форме современного искусства из всякого подножного сора. В то время как у старшего поколения искусство – это в основном пейзажная, очень пастозная живопись – огромные холсты, бесконечные поля».

Фото Юлии Неменовой. Кублог

В одном из закоулков экспозиции перед посетителем вырастает огромная светящаяся фигура из бумаги. В ней чувствуется мощь, спокойствие и сильное женское начало.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

«Это работа художника Михаила Смаглюка, — поясняет Арсений. – 35 лет он работает реставратором в краснодарском художественном музее. Прежде чем сделаться художником, он был изобретателем. Его мастерская полна множества всяких механических штуковин. Там все жужжит, шевелится, ездит и вращается.

Конструкция сделана из папье-маше и бумаги ручной работы, слепок с настоящей скифской бабы, найденной в степных районах Краснодарского края. (Каменные бабы — антропоморфические изваяния высотой до 4 м, изображающие воинов и женщин. Ставились на курганах древними народами, например, скифами, половцами и другими – прим.) У Смаглюка таких двенадцать. К сожалению, мы могли привезти только одну. Внутри нее горит волшебный огонь».

Фото Юлии Неменовой. Кублог
Публику не обманешь, она кучкуется вокруг светящейся бабы и рядом с другими работами, сильно выделяющимися на общем претенциозном фоне. Они не просто занятные и концептуальные, в них есть талант и мастерство, которые и превращают эксперименты в искусство.

Да и сам автор создатель выставки Арсений на просьбу назвать фаворитов перечисляет:

«Безусловно это Смаглюк. Здесь его очень мало — только одна работа. У него еще много произведений, выполненных в подобных техниках. Я всерьез думаю сделать ему большую музейную выставку. Как и многие другие краснодарцы, он абсолютно герметичен и не отходит далеко от своей мастерской в подвале художественного музея. Из поколения старших живописцев это Павел Бабенко. Очень интересны два молодых художника, тоже работающие в классической технике — Алексей Лупанов и Константин Чурсин. У обоих хорошая художественная школа, исключительно краснодарская, кстати – они не учились в столице. Все это классическая живопись с такой «землей» и здоровой сумасшедшинкой».

У тех, кто будет в Петербурге в ближайший месяц, есть возможность оценить масштабы и разносторонность современного кубанского искусства.

Выставка продлится до 28 июля.

Фото Юлии Неменовой. Кублог

Подслушанные реплики:
  • «Такой супрематизм должен быть в доме у каждого в виде магнита на холодильник».
  • «…тогда я взял писсуар и черный квадрат как ключевые произведения современного искусства ХХ века».
  • «Она вбивала гвоздики – исследовала труд художника. Чем художник может заниматься? Например, вбивать гвоздики очень методично».
  • «Это, смотрите, языки торчат. Называется «Домен мантия». Это одна из работ посвященная языку современного искусства. Художница не знала, что сказать народу, поэтому решила показать всем 40 языков».
  • «Вот фотографии бесплатных полиэтиленовых пакетиков в разных позах – такие медузы летающие. Пакетики по краснодарскому обычаю называют «кульками».

Из Санкт-Петербурга специально для Кублога — Юлия Неменова.

Комментарии

  • avatar
  • anp135
  • написано
«Зиповцы» не выдумывают никаких сложных интеллектуальных конструкций. Они близки к природе, к земле.
Так, чисто из любопытства, где эта близость к природе, к земле?
Живут в деревне с приусадебного участка?
Возделывают огороды?
Ходят в походы?
Что-то ещё?

Художница не знала, что сказать народу, поэтому решила показать всем 40 языков
Это десять по пятибальной -))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • YuliyaNemenova
  • написано
прочно стоят на земле и близки к своей человеческой природе, например, любят женщин и пиво, а оно как раз из хлеба, а хлеб из земли :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • anp135
  • написано
Понятно)), то есть по современному близки к природе и земле -)))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Юле спасибо! Фото, как я понимаю с открытия. Ощущение, что половина присутствующих сам краснодарский десант. Интересно, какова посещаемость? Вообще, интересна ли петербуржцам региональная выставка?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • YuliyaNemenova
  • написано
Таня, большинство снимков сделаны еще до открытия — во время пресс-показа. Людей много потом пришло и впечатления от выставки положительные — есть действительно интересные работы, которые если не восхищают и дух не захватывают, хотя бы заставляют улыбнуться. Нет ни одной непонятной и бессмысленной работы :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • yvitsa
  • написано
Впечатление от выставки укладывается в анекдот:
Залетает женская мысль в мужскую голову, а там пусто. Она спрашивает:
— А где все?
Ей отвечают:
-А все внизу.

Это вот что, по этой выставке будут судить в Питере (читай «России») о состоянии «Краснодара и его окрестностей», о современном кубанском искусстве?!!?? Это что, был социальный запрос? Или исключительно концептуальное видение кураторов выставки? Я была бы признательна, если бы комментарии к публикации оставили искусствоведы, если у них найдутся слова, и просветилась бы на эту тему вполне серьёзно. Я ведь наверняка чего-то искренне не понимаю, поскольку недоумеваю даже по поводу названия выставки, где цинично использовано замечательное священное слово.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
гениально, только признание того, что вагиной можно регулировать финансовые потоки. все остальное, за редким исключением слабоконцептуально. Серова С. лучше бы представили там, вкуснее получилось бы.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • fb_100004554673225
  • написано
«Не принципиально, будет ли это являться современным искусством. (...) Важно вот это ощущение: что ты ходишь, смотришь и уже получаешь удовольствие», — потрясающая оценка. Что это означает? Кому это нужно — а, нафиг. Просто ходи и смотри. И получай удовольствие — видимо, от того, что ты не инвалид и не слепой.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Что это означает?
Видимо значение «Получать удовольствие» не выдается по умолчанию.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.