Буддизм от Елены Леонтьевой: просветленное общество - это утопия

5 июля в «Типографии» состоялась лекция известного российского буддолога Елены Леонтьевой. Лекция длилась час, и еще два часа лектор отвечала на вопросы из зала, которые порой были весьма забавными.

Зимой этого года Елена уже посещала Краснодар с презентацией своей, ставшей уже популярной, книги «Путеводитель по буддизму».

Летнее мероприятие собрало более сорока человек — за 200 рублей с носа. На протяжении встречи публика все прибывала. Среди слушателей были в основном те, кому немного до или немного за 30 лет. Вполне возможно, это среднестатистический возраст краснодарского буддиста.

фото Василия Смирного. Кублог

Елена Леонтьева представляет религиозную организацию «Буддизм Алмазного Пути. Традиция Карма Кагью» (можно подробнее ознакомиться со всем этим на сайте организации). Не стоит пугаться сочетания «религиозная организация», это просто одно из направлений буддизма, коих много.
«Я, как буддистка, горжусь тем, что буддизм никогда не насаждался насильственно, огнем и мечом, он впитывал в себя новые культуры, не навязывая ничего и не поглощая. А еще буддизм называют «царской религией», так как изначально его практиковали цари», — рассказывает Елена.

фото Василия Смирного. Кублог

Как известно, в буддизме нет Бога. И это многих в нем привлекает. Зато у каждого человека есть карма, которую в буддизме называют законом причинно-следственных связей.

Карма имеет три составляющих (трое врат): тело, речь, ум. Действия этих врат оставляют след в нашем подсознании (или сознаниихранилище, что по-буддистски вернее, т.к. подсознание — это гораздо более поздний термин). Этот след, отпечаток действия, Елена Леонтьева назвала семенем, которое мы сами в себя закладываем. Сами же мы можем и менять свою карму, очищать ее, что для каждого из присутствующих прозвучало весьма ободряюще. Как и мысль, что каждый из людей совершенен и чист изначально.

фото Василия Смирного. Кублог

Правда, очистка кармы, как и полное осознание своего совершенства и бесконечности собственного разума (что в конечном итоге и ведет к Просветлению), даются нелегко. Прежде всего, потому, что нужно постоянно работать над собой, усмиряя собственное Эго, и постигать природу ума для блага всех существ. Это важно для собственных будущих перерождений в других жизнях, это и есть ответственность перед собственным умом и будущим новым телом (необязательно человеческим), в который этот ум вселится. Каждый человек, практикующий буддизм, стремится стать бодхисаттвой (Пробужденным), чтобы помогать себе и другим на пути к Просветлению.

фото Василия Смирного. Кублог

Об этом и многом другом из основ буддизма Алмазного Пути рассказывала лектор.

Последующая беседа с Еленой Леонтьевой происходила в ключе вопросов-ответов.

Как понять, что Эго иллюзорно и его нужно усмирять?

«С точки зрения буддизма, зацикленность на собственном Эго – это дурацкая точка зрения. «Собственное «Я» – важнее всего» — что может быть глупее?» — отвечает Елена.

Далее вопрос, вызвавший смех в аудитории своей философичностью:

Почему это так?

фото Василия Смирного. Кублог

Последовало разъяснение на примере футбольного матча. Вот мяч летит влево – у нас радость и гордость, вправо – горечь и отчаяние, и так туда-сюда, сюда-туда. Мечемся из стороны в сторону, как собака Павлова. Да еще потом второй тайм такого же метания. А если представить, что нет ворот ни за меня, ни против меня, можно просто наслаждаться матчем, компанией, хорошей игрой, погодой, т.е. получать удовольствие от действия в целом.

«Женщинам особенно легко наслаждаться футболом, вокруг столько мужчин, да еще по полю бегают 25 красавцев-атлетов», — на полном буддийском серьезе пошутила Елена.

фото Василия Смирного. Кублог

Еще спрашивали про специальную диету для всех буддистов, коей нет: полная свобода поедания. Про буддизм для детей – здесь важно дать ребенку понять, что он хороший, а не «долбить» его, помочь выбрать свой собственный самостоятельный путь.

Выяснилось, что просветленное общество – это утопия, а в одной из буддийских тантр предсказана победа ислама над другими религиями в 2424 году. Останется только Шамбала, где будут жить бодхисаттвы, готовясь к битве с воинами ислама. (Кстати, здесь можно проследить некую параллель с древнескандинавским эпосом про окончательную битву богов). Спрашивали про участь собаки, возможно ли ей, несчастной, достичь Просветления. Оказалось, для этого собаке нужно стать человеком (т.е. переродиться), что вполне возможно.

фото Василия Смирного. Кублог

Так насыщенно, познавательно, легко и порой с юмором прошла трехчасовая лекция-полилог Елены Леонтьевой. Вряд ли все новички в буддизме, кто были на встрече, станут серьезно и всю жизнь практиковать его. Уверенно можно сказать, что интерес к теме явно прослеживается, судя по количеству заданных вопросов и их разносторонности.

Ирина Толмачева

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
«Я, как буддистка, горжусь» — отличная фраза, после этого можно было бы уходить. Буддист не гордится не выпячивает и не кичится, тем более своим «царским» выбором пути. Шарлатан эта лектор вот и все что можно сказать. Может О. Нидал из Кагью и Мастер, но вот Эта очень вряд ли. Как раз и есть «буддизм за 200 рублей». Настоящие практикующие практикуют, а не ходят слушать сотрясание воздуха, поэтому и демографическая статистика такая получилась в аудитории )))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Не стоит давать оценку тому, что не видели, не слышали сами. Елена великолепный лектор. И если она ездит по стране, то это прямое пожелание Ламы. Про шарлатанство и 200р. совсем не хорошо. Вы предполагаете, что она наживается на таких лекциях? Шарлатан — это человек обманывающий, что Вам дает право так о ней говорить?
Кстати, гордиться и кичиться совершенно разные понятия. Про
Настоящие практикующие практикуют, а не ходят слушать сотрясание воздуха
— Вы не разбираетесь в буддистских практиках. Буддисты это не только йогины и монахи.
Нельзя давать оценку (особенно негативную), если сам не видел, не слышал то, что оцениваешь. Такой оценке грош цена.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AndreySavchenko
  • написано
*Не желая никого обидеть* Представил на минуту сколько помоев вылилось бы в комменты, если бы подобную лекцию за 200 рэ прочел представитель РПЦ. И тут уже никого бы не остановило, слышал ли он эту лекцию лично, разбирается ли он в христианских обрядах и т.д. Ничего не имею против буддизма, но не устаю удивляться асимметричности отношения к религиям в нашем обществе, откуда эта ненависть ко всему «родному» и практически плебейское заискивание перед всем «загранишным»?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Давайте в этой теме не будем про РПЦ, не будем поворачивать оглобли на другой путь. Не имеет смысла тут начинать сравнительный анализ религий. И где вы увидели
ненависть ко всему «родному» и практически плебейское заискивание перед всем «загранишным»
?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • yvitsa
  • написано
«Я, как буддистка, горжусь» — отличная фраза, после этого можно было бы уходить.
это, конечно, лектор хватила! Однако, я бы тоже не стала судить строго по этому короткому репортажу. Весь текст написан исключительно через призму понимания корреспондента — человека, возможно, вообще не интересующегося подобными вопросами. :))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
какой яростный холивар тут возник среди защитников лектора. если кому-то полегчает, то могу еще пару каментов написать для поддержания бурления г. в нейронном сгустке межушного пространства ))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Предлагаю другую тему для холивара. Обсудим готовность некоторых, ни чего не зная конкретно, походя закидать грязью человека и то что он делает. Когда такому anonym задают прямые вопросы по теме разговора — тема меняется, но не без попытки еще разочек «пнуть напоследок»
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • YuriySavrasov
  • написано
Опаньки я в кадр попал )
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.