Гигантский и хипстерский Коктебель

С 12 по 15 сентября в Крыму отыграл 11-ый международный фестиваль современной джазовой и мировой музыки Koktebel Jazz Festival 2013 или, по-нашему, «Джаз Коктебель». Половина редакции Кублога провела там свой отпуск и оценила джаз, выпивку и публику.

Организаторы аккредитовали журналистский дуэт Даша&Даша и даже поместили Кублог в особый список «Независимые СМИ».

Поселок Коктебель, который едва ли насчитывает три тысячи жителей, растянулся вдоль моря. Туристов встречают десятки частных пансионатов и кафешки с татарской самсой и местным вином. «Страна джаза и коньяка» — второе название этого места. А еще Коктебель традиционно является крымским центром нудизма.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

«Джаз Коктебель»-2013 — это четыре сцены: Nu Jazz – главная, с могучими хедлайнерами в лице электронщика Bonobo, французской танцевальной легенды Telepopmusic, французского же экспериментальщика Эрика Трюффаза и его квартета, кубинского сальса-джазиста Омара Пуэнте и спецгостей из Великобритании — Патрика Вульфа, Submotion Orchestra, British Sea Power и Red Snapper, а также многих других. Волошинская сцена в саду дома, теперь музея символиста русской поэзии (с классической джазовой программой и ограниченным числом посетителей), Open Stage — дневная бесплатная площадка, призванная открывать новые музыкальные имена, плюс ночная сцена, расположившаяся в кафе «Зодиак» прямо напротив «Волошинки» — это для тех, кому и целого дня мало.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

Конечно, сентябрьскими вечерами без танцев и «пятизвездочного спонсора» в зрительных рядах на пляже было совсем уж холодно. Но трудности в первый же день начались не только у зрителей. Британец Bonobo (Саймона Грина), ради шоу которого многие и покупали билеты на фестиваль, накануне выступления обнаружил, что прямо из гостиничного номера в Коктебеле у него украли аппаратуру. Об этом он тут же написал в своем официальном «Твиттере».

«Несмотря на то, что большая часть нашего оборудования отсутствует, мы устроим лучшее шоу, которое можно сделать в данных обстоятельствах”, — заявил Саймон Грин уже выйдя на сцену.


Последующее выступление показало, что знаменитый диджей не обманул. Даже после безумного предшественника Bonobo – норвежского «кислотного» импровизатора-трубача Нильса Петтера Молваера, который всех расслабил и усыпил, Саймон Грин заставил танцевать всех, и в том числе ведущую преимущественно сидячий образ жизни редакцию Кублога.

Перед заморскими гостями публику разогревали россияне Женя Теджетова и группа «Салют», англо-украинцы Луи Франк и Atlantida и неожиданно прекрасный Дмитрий Шуров aka Pianoboy, который до нынешнего проекта был участником «Океана Ельзи» и членом группы Esthetic Education (кем и является по настоящее время). «Ведьму», между прочим, на протяжении всего фестиваля напевали все жители нашего гостиничного номера по очереди:



Из фестивальных наблюдений: охраны не видно совсем. Хотя она есть, но не бросается в глаза и ведет себя неагрессивно. Люди гораздо более спокойные и уравновешенные, по сравнению с той же «Кубаной». На территории фестиваля, как и в прошлые годы, работало несколько точек общепита. Едва ли не половина из них – веганские с овощными роллами, чаем масала вместо вина и фруктовыми сладостями.



Невероятно, но факт: очередь за чаем куда длиннее очереди за вином или пивом. Кстати, последнее продается на территории исключительно в стеклянно таре, что, казалось бы, противоречит всем канонам фестивальной политики безопасности. Пустые бутылки из-под вина марки «Коктебель» (другие представлены не были) периодически становились препятствием при хождении по ночной площадке Nu Jazz stage.

Группа Pur:Pur, открывавшая второй день главной фестивальной площадки, со сладкоголосой Натой у микрофона в этом году порадовала не так сильно, как в прошлом: музыка стала более жесткой. Затем вышел Вадим Эйленкриг – здоровенный мужик с трубой, за ним – диджей «русский Мишель Легран», как его окрестили. Играли долго, но «клубно».



«Сегодня день друзей фестиваля и трубачей», — объявила со сцены ведущая Евгения Стрижевская.


После Эйленкрига появились гости, прибывшие с жаркой Кубы и призванные заставить публику подняться со своих сидячих позиций – скрипач Омар Пуэнте и его группа. Всплеск инструментального джаза и латиноамериканских ритмов превратил пляжное лежбище в зону румбы. И тут под софиты выкатился квартет француза (подозрительно похожего на старого Пьера Ришара) — Эрика Трюффаза, на гитаре с ним, кстати, играл вылитый Жан Рено. Как сообщила на пресс-конференции президент «Джаз Коктебеля» Лилия Млинарич, эти гости ответ на фестивальное приглашение дали не с первого и даже не со второго раза. В этом году организаторы праздновали долгожданное согласие.



14 сентября должно было стать главным днем «Джаз Коктебеля» для любителей британской музыки.

«Вот те, на кого вы покупали билеты!», — кричали со сцены ведущие.

Четыре имени, каждое из которых говорит само за себя: Patrick Wolf, Submotion Orchestra, British Sea Power и Red Snapper.

Но вот уже 18.00, 19.00, 20.00, 20.30, а сцена пуста. Открывали этот день украинские The Hardkiss с вокалисткой то ли копией Леди Гаги, то ли Шакиры. Линия «знаменитых музыкальных критиков» в лице трех рослых парней позади места нашей дислокации отпускала самые циничные шуточки по поводу внешнего вида вокалистки и стиля ее пения.

Возможность видеть на сцене флагманов новой британской музыки – плод содружества организаторов «Джаз Коктебеля» и Британского Совета, занимающегося распространением британской культуры за пределами страны.

Фото Бориса Мальцева. Кублог

У Британского Совета есть проект – The Selector – еженедельная радиопередача, запущенная в 2001 году и получившая распространение в 30 странах мира — это около трех миллионов слушателей. Программа выходит и на Украине, и в России. Ее основная цель – знакомство и популяризация иностранного слушателя с новой британской музыкой, среди которой уж точно есть что выбрать.

После The Hardkiss, согласно программе фестиваля, на сцене должна была выйти великолепная семерка из Лидса — Submotion Orchestra, однако вместо этого ведущая стала призывать публику позвать Патрика.

«Давай позовем: «Па-а-атр-и-и-и-к!», — голосила она в микрофон, словно призывая на сцену мифического персонажа.

Патрик Вульф. Фото Бориса Мальцева. Кублог

Долго ждать не пришлось. Длинноногий юноша в рубашке со слонами Дали вышел на сцену, куда уже успели подвезти и рояль, и арфу. Не зря – Патрик Вульф – супермультиинструменталист, что доказал в ходе своего выступления, которое показалось нам самым коротким. Может быть, потому, что было самым ожидаемым.

Со сцены Патрик много шутил про «Украинские авиалинии» (у него случились некоторые проблемы с багажом), призывал к тому, что “love knows no boundaries/ Sees beyond sexuality” и совершал со сцены активную пропаганду гомосексуализма. Для тех, кто понимал о чем речь, конечно. Кстати, коктебельское выступление – последнее в его туре с альбомом Sundark and riverlight, в котором британский менестрель собрал все самые лучшие песни за 10 лет своего творчества и переиграл их в акустическом ключе.


Так как концерт задержали больше, чем на два часа, а морской ветер задувал все сильнее, даже продукция завода «Коктебель, горячий масала и шерстяные пледы не спасали от свежести. И любители джаза не смогли выспаться прямо на галечном пляже прямо во время тех концертов, на которых им не хотелось танцевать.

Ну и какой оупен-эйр обходится без тех, кто не способен верно рассчитать свою алкогольную меру? Особенно когда местная высокоградусная продукция – главный спонсор происходящего.

Про публику вообще стоит сказать отдельно. Здесь она необычная. Это как если бы собрать всех хипстеров в одном месте на пять дней. Через поселок за эти четыре дня протекло 30 тысяч человек из всех ближайших государств. Ведут они себя, впрочем, по большей мере адекватно. Присматриваются к многочисленным лавкам, где продают майки со стильными принтами, обложки на паспорта, сережки и хенд-мейд. Торговцы стекаются в эти дни в Коктебель тоже из самых интересных мест.



До обеда ходят слушать подрастающее джазово-фолковое поколение на Open Stage, потом разбредаются: кто на «Волошинку» — за более камерным джазом на стульях в тени дома Максимиллиана Волошина – того еще хипстера, то на Nu Jazz. Получается, что, купив абонементы и туда, и туда, а это две отдельных, пусть не очень больших, но плюсующихся суммы, успеть на обе сцены не выйдет. Придется чем-то пожертвовать.

Мы каждый раз выбирали мейнстрим в угоду интеллектуальному джазу, и не пожалели. А на Волошинскую сцену пришли лишь в последний день – 15 сентября. С пятизвездочным спонсором в руках. Безбилетники оцепили забор вокруг дома-музея плотной стеной. Перелезть никто не пытался, зачем? Джаз и так слышно, он пробирается в самые потаенные места вашей души и остается там.



Подводя итоги, стоит отметить, что ожидавших услышать что-то приближенное к каноническому пониманию джаза, скорее всего, ожидало разочарование: на «Джаз Коктебеле» этого года было много экспериментального (и инструментального) современного джаза, электроники, необычных сочетаний инструментов и исполнителей, инди-рока новой волны, фанка и фолка. Кроме того, в этом году, помимо музыкальной программы, приехавших на фестиваль ожидал арт-фестиваль Artichok, включивший в себя и кино, и литературу, и лекции, и выставки современного искусства.

Белорусская группа Tanin Jazz на «Волошинской сцене»:


Финальный аккорд «Волошинки» — массовый ночной «джем сешн»:


Подготовила Дарья Томилова.

Фоторепортажи Бориса Мальцева с Koktebel Jazz Festival 2013:

  1. Koktebel Jazz Festival www.kublog.ru/blog/2203.html
  2. Афродита. Перерождение www.kublog.ru/blog/2209.html
  3. Ничего не нужно www.kublog.ru/blog/2210.html
  4. I як круте страхопудало www.kublog.ru/blog/2214.html
  5. Коктебель www.kublog.ru/blog/2215.html
  6. Open Stage в Koktebel Jazz Festival www.kublog.ru/blog/2216.html
  7. Nu Jazz Stage в Koktebel Jazz Festival www.kublog.ru/blog/2217.html
События

Комментарии

  • avatar
  • KaradenisYakovlev
  • написано
А по отзывам, там сплошная панкатура, бродяги и автостопщики, а не хипстеры в популярном понимании этого слова
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Денис, все это тоже есть, но за территорией фестиваля. Много расты, парочка панков, отпевающих бессмертные хиты Цоя в километре от фестиваля (хипстеры, проходя мимо них говорили «блин, откуда в этом году столько бомжей!»).
Скорее имелись в виду хипстеры в каноническом понимании этого термина:) Ты уж точно знаешь, о чем я))

Вообще, там все смешалось. Кубинцы играли «Червону руту» Софии Ротару (потом все хором им подпевали, например: Р
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zelenator
  • написано
холодно. очень холодно. я впала в анабиоз и пропустила red snapper. лучше уж в жарком августе было бы всё действо=(
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Да, согласен. Было очень холодно и холод мешал.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.