Скульптор Валерий Пчелин: "Мой барельеф ничтожен по сравнению с этой картиной"

31 октября в краснодарский Художественный музей Коваленко приехала культовая российская картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», написанная более 120 лет назад. Кублог поговорил со скульптором, создавшим в Краснодаре бронзовую версию знаменитого полотна, Валерием Пчелиным об особых эффектах картины и о мате в речи казаков.

До 22 декабря в Краснодаре можно будет увидеть сразу два варианта «Запорожцев»: картину и ваш барельеф на Красной. Главная работа Ильи Репина выезжает за пределы Русского музея в исключительных случаях. Какое значение эти гастроли имеют для Краснодара?

Люди увидят первоисточник. Не все же бывали в Русском музее в Петербурге, и особенно интересно увидеть полотно на историческом месте, связанном с его написанием. «Казаки пишут письмо турецкому султану» – это известное произведение, его часто публикуют, его репродукции повсюду. Но некоторые, может, его никогда и не видели. Пожалуй, «Запорожцы» – самая популярная картина Ильи Репина, еще, наверное, такая же слава у «Бурлаков на Волге» — этими вещами художник прославился среди народа. В принципе, Репин создал работы, выполнявшие задачи, которые сейчас ставит перед собой кинематограф.

Валерий Пчелин. Фото Татьяны Зубковой.

А что даст сравнение первоисточника и вашей скульптуры?

Сравнение даст понимание, что барельеф ничтожен по сравнению с этой картиной.

Как вы сами оцениваете эту историю с письмом казаков султану, в нем, кстати, есть и нецензурная лексика?

Турецкий султан Мохаммед четвертый хотел, чтобы запорожцы полностью подчинились ему, как владыке мира и наместнику бога на земле, расстались со свободой и своими привычками. Конечно, такое требование возмутило казаков, их зацепил этот вызов. На тот момент султан был очень серьезной силой с огромной армией. А тут кучка отчаянных людей… В те времена все старались соблюдать дипломатию и лишний раз не вступать в конфликт, а запорожцы не побоялись и написали оскорбительный и остроумный ответ. Это показывает их характер, их независимость, удаль, любовь к шутке. А с матом письмо написано потому, что казаки так выражались, стесняться им было некого, такой была их свободная речь.



Когда вы создавали горельеф, что для себя открыли в работе Репина?

Чтобы сделать скульптурную версию, нужно увидеть все детали в объеме, а на картине многие аксессуары, портреты, одежда, оружие, написаны живописным языком, но не документальным. Поэтому было необходимо обратиться к музейным экспонатам оружия, посуды, пришлось искать даже чернильницу и пытаться представить, каким мог быть столу у казаков. У меня была задача сделать сюжет доступным для зрителя, интерактивным, поэтому пришлось убрать пару фигур с переднего плана, развернуть стол под другим углом и создать два новых портрета – тех персонажей, кто был частично скрыт сидящими впереди.

Фото Юрия Зайцева

Открыл я для себя «кухню» Репина, увидел многие психологические акценты, увидел, как он строил композицию картины. У Репина поразительное внимание к деталям, он создал великолепные портреты: его персонажи не приукрашенные, не такие, как стало популярно изображать запорожцев в дальнейшем — романтично, идеализированно, приглаженно. Здесь они выглядят очень достоверно.

В Краснодар помимо «Запорожцев» привезены еще два рисунка Репина — «Казак Антон Герасимович Архипенко» и «Казак Иван Федорович Шрамко».

Это был натурный материал к картине. Репин делал очень много этюдов, эскизов, искал типажи, он писал эту картину 11 лет и создал гораздо больше портретов, чем вошло в картину. Не думаю, что на картине изображены конкретные персонажи. Репин обобщал свои образы, мог из двух-трех человек сделать одного. От кого-то взять типаж, придать характер другого, какие-то черты усилить. Это было его право как художника.

Фото Анны Червяковой

Об авторах письма нам известно только, что их атаманом был Иван Серко, но, в общем-то, никто ведь не знает, как он выглядел. Есть реконструкция его внешности по черепу, но она сделана уже в 20-ом веке, Репин не имел понятия, как этот человек выглядел в реальности. Поэтому он изобразил атамана на картине так, как его себе представлял.

Есть версия, что на картине изображен и Тарас Бульба с сыновьями. Думаю, Репин использовал весь материал, связанный с Запорожской Сечью, в том числе и гоголевский текст. Он создавал свою повесть в живописи. Ему нужны были образы, естественно, он читал документы, художественную литературу, чтобы проникнуться духом события. Он даже называл своих персонажей в кругу своих близких по именам.

На что советуете обратить внимание при рассматривании картины?

Главное, на что я обратил бы внимание – как Репин разыграл композицию. Она как бы вбирает в себя зрителя, хоть и написана на плоскости. Вы вовлекаетесь в круг казаков, становитесь свидетелем. Этот эффект определенно есть, я ощутил его сам. Поэтому я продолжил то, чего добивался Репин, но уже в скульптуре.



И еще, конечно, интересно рассматривать каждого персонажа, это настолько яркие и разные лица. Есть казаки с отрубленным ухом, с выбитым глазом, беззубые. Кто-то рваный, кто-то пьяный. Это совсем не голливудские герои. 17 век — время, когда человек должен был выживать. Если он сам не победит, то его убьют, и у этих людей на картине нет будущего, они живут одним днем. В поисках таких типажей Репин и приехал на Кубань, так как не нашел нужных персонажей в Украине.

В Украине сохранился этнический тип, но художник не почувствовал прежней удали в обыкновенных крестьянах 19-го века. Репин отправился на Кубань — сюда уехали потомки запорожцев. Этой поездкой он и закончил картину. Писал ее 11 лет, с перерывами, оставлял, не был удовлетворен, искал дальше. И вот как раз под Краснодаром Илья Репин нашел, что искал.

Подготовили Анастасия Васильченко и Анна Червякова.

Комментарии

  • avatar
  • ToT
  • написано
Классный рассказ. Спасибо
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Geoilog
  • написано
Картина побольше и текст письма султану.
Я почему-то раньше не читал этот текст, а он, оказывается, очень занятный.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Да, текст отвязный!

Запорожские казаки турецкому султану!
Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Hе будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распройоб твою мать.
Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего хуя крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою въйоб.
От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у кнызи, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!..

Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм

(Выписка из истории Дмитрия Яворницкого, хранящейся в Государственной Публичной Библиотеке, в Санкт Петербурге)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
И без мата обложили. Горжусь земляками.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
яростное проявление адовой христианской ненависти ))) отличный текст и завораживающая полотно !!)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.