Кубанское барокко на Сенном рынке

В обед субботы 28 декабря корреспондент Кублога отправился на Сенной рынок, чтобы выяснить, чем и как закупаются краснодарцы в преддверии новогодних праздников.

— Сейчас выйдет хозяин рынка, приведет охрану, и она вас скрутит! – Кричит торговка гранатами. У нее рыжие волосы, перед ней – гигантские алые гранаты. Парочка лежит в «разобранном» виде, отражая каждой ягодкой лучи прямого солнца.

— Вы так колоритно выглядите, посмотрите только на свой прилавок! Я бы вас сняла. Ну, для личного архива, — отвечаю.

Торговка тает, меняет гнев на милость и уже шепотом добавляет:

— Да дело не во мне. У нас тут действительно нельзя снимать. Вот одного сегодня уже увели…



«Одним» был фотограф Кублога Михаил Чернов. Зная о возможных трудностях, он все равно отправился снимать Сенной рынок, за что, к счастью, ничем не поплатился, разве что количеством материала.

Главный рынок города открыли в 1879 году — для торговли скотом, сеном, соломой, бурьяном, камышом и всякого рода топливом (кроме дров). И хотя сейчас здесь уже давно не торгуют подобными товарами, рынок по-прежнему носит название «Сенной».

Близится Новый год, а за ним восемь дней праздничного анабиоза у россиян. Событий становится все меньше. Горожане готовятся. За три дня до праздника Краснодар парализован пробками, в супермаркетах очереди, а вот Сенной рынок – жемчужина торговли — остается полупустым.

— Что-то людей не очень много. Странно, Новый год ведь скоро, все скупаются… — Пытаюсь завязать разговор с торговкой мандаринами.

Она пожимает плечами и окидывает долгим взглядом соседние ряды и покупателей:

— Да, не очень много людей. В прошлом году в это время было чуть побольше. Надеюсь, что завтра-послезавтра еще набегут.



В ее голосе присутствует нотка отчаяния. И у нее отличные мандарины, кстати. В «Ашане» или «Магните» таких не найдешь. Вообще, главное отличие Сенного рынка от магазинов – наличие грандиозного выбора и либеральная ценовая политика на любой кошелек. Нигде, кроме, возможно, специализированных магазинов, вы не найдете такого мяса, как в цокольном этаже Сенного рынка. Да, там течет кровь по полуразбитому кафелю, стоит запах сырого мяса и средств дезинфекции, но таких свежеразделанных индюшек и других братьев наших меньших вы больше не найдете. Примечательно и то, что, в отличие от многих других рынков, тут много частников, а не реализаторов продукции:

— Сами делаете? – Интересуюсь я у торговки соленьями.

— Конечно сама, — улыбается она своими золотыми зубами, — а кто за меня делать-то будет?

Прилавок с сухофруктами и орехами – эталон искусства рыночного натюрморта. Сколько усердия прилагают те, кто ежедневно укладывает курагу к кураге, кешью к кешью! У продавца ответ на вопрос о производителе другой:

— Если бы я сам дэлал, прадавать была бы нэкаму! Бэри чернаслив, не пожалеешь.

Далее – неспешная дегустация всех сортов. Самым вкусным оказывается самый дорогой, за 200 рублей килограмм.

— Ага, самый вкусный – самый дорогой, — негодую я.

— Для тэбя – 180 рублей. Нет, 150!



Начинка для птицы — чернослив и яблоки — уже есть, отправляюсь за приправами. Передо мной маленькие Казбеки и Эльбрусы из карри, паприки и зиры, рядом — грузинские сациви, ткемали и аджика в стеклянных бутылочках.

— Вот эти из Москвы едут, — показывает продавец на яркие крупные кусочки сушеных помидоров, чеснока и трав.

Розмарин и другие непривлекательно-серо-зеленые травы выращивают на Кубани.

На рынке со всех сторон звучит незнакомая речь, угрюмые мужчины с лицами землистого цвета, сросшимися на лбу бровями и сигаретами в зубах окидывают суровыми взглядами.

— Тоник у тебя хорошо взялся! – Комментирует мои аквамаринового цвета волосы молодой торговец зеленью.



Это вам не бездушный гипермаркет, где еще придется побороться за лучший пучок пятидневной петрушки. Две улыбки – и перед вами свежайшая зелень из-под прилавка, для своих. Рынок – место социализации. Место для раскрытия обоняния и обаяния. Рынок – это душа города.

Я два года работаю волонтером-переводчиком с иностранными гостями фестиваля «Фотовиза». Бывает, что и экскурсии водим. Чаще всего аргентинцы, англичане, американцы и другие приезжие ходят на Сенной. Рынок и кладбище – востребованные места для посещения туристов. Наверное, когда ты почти круглогодично путешествуешь, начинаешь понимать, что суть места не в музеях и статуях, а в образе его повседневной жизни.

В марте 2013 года стало известно, что на месте «вечернего Сенного» — эта часть рынка работала вечером и ночью и была закрыта осенью 2012 — в ближайшем будущем появится ЖК «Центральный». Монолит-кирпич, жилые дома от 15 до 23 этажей. Стоянка, детская площадка. Буквально в паре кварталов – два монументальных строения ТРК «Галерея» с обязательными супермаркетами внутри.

Переплюнут ли магазины особенную рыночную атмосферу, смогут ли переманить всех посетителей? Надеюсь, что вряд ли.

Дарья Томилова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • belecky
  • написано
Если честно, не понимаю восторгов насчет рынков. Тем более, Сенного. Всю жизнь все плевались от него. Место, где точно обвесят и, возможно, вытянут кошелек. Там еще показательный обезьянник есть. Тоже колорит, что уж тут.
Это такой тренд и самовнушение «типа у-нас-тоже-есть-органик-фуд»?
Ну и можно подумать, что чернослив или кешью у них не от тех же поставщиков, что у гипермаркетов.
А на фоточках все модно, чем не Париж.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Хм, Иван, обвешивают везде :) Просто тебе не близок рынок, как торговый жанр — он требует общения, а это не всем интересно. Ну и грязновато, чего уж там.

Но, думаю, Сенной доживет до цивилизованных форм, сохранив при этом свою кубанскую идентичность: такого сала, мяса, таких свиных ножек для холодца, армянской капусты, таких трав, зелени, веников для бани, такого меда, такого разнообразия овощей, грибов и солений в супермаркетах нет и не будет — не выгодно это все в таком ассортименте хранить и продавать супермаркетам. Рынок — прекрасное место, особенно для тех, кто ищет местные продукты и заготовки для своего стола.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
Гм. А причем тут общение, разве я об этом говорил что-то? Или это какая-то попытка меня подогнать под какой-то воображаемый образ?
На таких рынках остались все дикие пережитки советских времен типа гнилой селедки в бочках и хамства, плюс прибавились все дикие пережитки девяностых типа братков, братьев с юга и т.п. И грязь, грязь, грязь. Это, видимо, и есть идентичность? Не надо романтизировать, в общем.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
Две улыбки – и перед вами свежайшая зелень из-под прилавка, для своих

Вот это — явная романтизация, например. Так можно и до цыганок, которые своим правильно гадают, договориться.

Чаще всего аргентинцы, англичане, американцы и другие приезжие ходят на Сенной. Рынок и кладбище – востребованные места для посещения туристов. Наверное, когда ты почти круглогодично путешествуешь, начинаешь понимать, что суть места не в музеях и статуях, а в образе его повседневной жизни.

Всесвятское кладбище, видимо, тоже имеет отношение к повседневной жизни? Говорю же — романтизация. Попытка из ничего вытащить что-то. Плюс зачем-то попытка оправдать это какими-то иностранцами.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • flokush
  • написано  
Полностью согласен с предыдущим оратором! Сенной, как впрочем и Вишняки, атавизм. Криминал, антисанитария и черный нал :). Будущее за моллами.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
Да не обязательно моллы. И мелкие специализированные магазины, и небольшие (или даже большие) аккуратные рынки (если же такие, например, для садоводов) — почему бы нет? Но не такой ужас.
И ладно бы мне говорили «да, это ужасно, но там есть некоторые товары, которые нигде не купить, поэтому вот с театрально зажатым носом бегаю по Сенному в их поисках». Но тут, по-моему, просто следование тренду. За рубежом сколько-то лет назад стало модным ходить по рынкам, шеф-повара ходят по рынку, значит, и нам надо. А рынков таких у нас нет, значит, поиграем в то, что у нас они есть.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
А рыба, рыба какая на Сенном — соленая, копченая, свежая! А какая отличная красная икра — в супермаркете такую же мне купить так и не удалось.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
На Сенном реально не хватает только тележек. Еще там, увы, почти нет парковки. А вообще, классное место.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
«Халва, халва». Вот расскажи мне, откуда там может быть какая-то не такая икра, как в супермаркетах?
Ну, нравится грязь, этническая преступность и быдлятство — окей. Кубанская аутентичность такая аутентичнаость.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
80% землян живет в антисанитарной грязи с плохим запахом, это и есть суровая реальность.Никакой романтизации, кроме того, что человек уважающий себя, питается качественными продуктами, и прекратил ходить в супермаркет еще до того как это стало мэйнстримом.(кстати в моллах тоже кошелки вытаскивают, это так, к сведению)) Юношеский максимализм и противопоставление любому мнению, поверьте, не самая эффективная тактика привлечения внимания к своей персоне.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • belecky
  • написано
И что, кублог пишет, что 80%, живущих в «антисанитарной грязи» это так мимими?
Какие качественные продукты? Видимо, помело с первой фотографии — это какие-то уникальные урожая с южного склона спешл фор сенной рынок. Равно как и упомянутые сухофрукты и кешью. Фермерские продукты (если уж жить без моды нельзя) без наценок перекупшиков — это сельскохозяйственные ярмарки хотя бы. Но никак не сенной рынок или копер.

прекратил ходить в супермаркет еще до того как это стало мэйнстримом

Боюсь, что нет. Как раз потому что это стало мейнстримом, и перестал. Органик-фуд и прочая маркетинговая бредятина, только для бедных.
Дальше в вашем комменте какая-то чушь с переходом на личности, думаю, это оставьте себе.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Willywinkyyy
  • написано
У меня сложилось впечатление, что автор побывал на Сенном впервые и так сказать вдохновился местной экзотикой. Поэтому с мыслью о том, что данный материал это дань некой моде на эко продукты, я совершенно согласна. Лично я рыбу, мясо или икру (еще чего не хватало) на рынке никогда не куплю, хотя хожу туда регулярно. Местная продукция там появляется где-то в апреле и соответственно исчезает в сентябре, поэтому говорить о кубанских томатах в конце декабря по меньшей мере наивно))) Другое дело есть возможность выбрать и рассмотреть каждую помидорку (пусть и турецкую), которую в «качественных» супермаркетах (не будем переходить на личности) уложат гнилым бочком вниз и накроют тремя слоями полиэтиленовой пленки, чтобы покупатель ничего не заметил. Сенной — это не Бокерия и даже не Привоз, это типичный российский рынок мелкого пошива, где все еще звучит «Владимирский централ» и «Черные глаза».
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.